Между тем, срок службы такой техники при профессиональном подходе можно продлить на многие десятки лет. В Украине модернизацией летательных аппаратов на протяжении последних лет активно и успешно занимается ряд предприятий – ГП «Антонов», ГП «Завод 410 Гражданской авиации», АО «МОТОР СИЧ». В данный момент это очень востребованное направление. И об этом говорит мировая статистика: во многих странах вертолетам «продлевают жизнь» путем их модернизации и реконструкции. И примеров тому – масса.
Сегодня в мире повышенное внимание уделяется модернизации вертолетов военного назначения. Особенно преуспевают в этом отношении США. Допустим, их боевой вертолет Boeing CH-47Chinook: в 1979-2002 гг. было осовременено 472 таких летательных аппарата. С 2006-го по 2014 годы из этого числа были снова осовременены 300 вертолетов. Их эксплуатация запланирована до 2060 г., то есть к тому моменту возраст фюзеляжей летательных аппаратов составит уже 98 лет!
Еще один хороший пример - вертолет АН-64 Apache. В период 1983-1994 гг. их было выпущено 827 моделей. И все они с 1997-го по 2008 годы были модернизированы. Оборонная программа США предусматривает дальнейшее переоборудование 639 из них, а новых создадут всего 57. Аппараты UH-60 Black Hawk производились в США с 1989 года, а в позапрошлом стартовала их масштабная модернизация. Всего планируется осовременить 760 боевых машин и продлить им жизнь минимум до 2029 года.
В других странах подобные программы также имеют место быть. В Германии с 1972 года по 1975-й было выпущено 112 вертолетов модели СH-53G. В 2002 г. 20 из них было модернизировано, еще 40 машин подверглись этой процедуре в 2006 году. В Бундесвере считают, что осовременивание вертолетов позволит не только сохранить, но и приумножить их боевые характеристики. К концу запланированного срока службы возраст фюзеляжей таких аппаратов составит 55-58 лет.
С 1969 года в армии Израиля на вооружении состояли 33 вертолета СН-53 Yas’ur. В данный момент их в строю осталось 23, и все они были модернизированы согласно государственной программе в 2006-2015 гг. ВВС Голландии в 2018 году заказали американской стороне модернизацию 28 вертолетов АН-64 Apache, поставленных в страну в период с 1995-го по 2002 годы. Начало реализации программы запланировано через два года.
Однако и вертолеты гражданского назначения все чаще не производят «с нуля», а модернизируют.Взять хотя бы американский California Helicopter S-58T. Еще в 1970 году компания Sikorskyстала заниматься ремоторизацией этих летательных аппаратов, и за десяток лет было модернизировано 146 вертолетов данной модели. И за ними выстроилась целая очередь желающих приобрести такие аппараты - из Индонезии, Таиланда, Южной Кореи, заинтересовались ими и американские компании. Аппарат Eagle 407HP - это совместная разработка США, Канады и Австралии. По состоянию на текущий момент было модернизировано уже 26 вертолетов этой серии. И они также наверняка будут востребованы во многих странах мира.
Осовременивание авиатехники происходит и на примере самолетов. Здесь также в данный момент впереди планеты всей американцы. Бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress производился в период с 1952-го по 1962 годы. Из 744 построенных аппаратов на ходу сейчас остаются 62 машины. Более того, в апреле текущего года был заключен контракт на новую модернизацию самолетов, которая завершится в 2029-м. Эксплуатировать их планируется до 2040 года, то есть возраст фюзеляжей к тому времени составит 83 года.
Самолет Basler BT-67 производился в США в 1936-1945 гг. С тех пор модель не раз претерпевала изменения, следствием чего становилась ее большая производительность и улучшенные характеристики. В итоге капитально было переоборудовано 66 самолетов (возраст фюзеляжей - от 74 лет), и они по сей день служат народам не только США, но и иных государств.
Это лишь наиболее характерные примеры продления жизни самолетов путем их модернизации. Практически все эксплуатируемые в настоящее время самолеты с поршневыми двигателями могут быть ремоторизированы посредством установки современных их моделей.
Мы представили далеко не полный перечень стран, которые давно уже осознали всю выгоду от продления жизни авиационной технике путем модернизации. И, как видим, схема успешно работает. В Украине этим направление также получило развитие. Но неплохо было бы поставить данную программу на государственные рельсы. В выигрыше от этого останутся все: и предприятия с многотысячными коллективами, и держава, которая смогла бы получать осовремененные и вполне работоспособные вертолеты, существенно экономя средства.
Мы очень надеемся на это и верим в то, что новая молодая команда управленцев в Украине, пришедшая сегодня к власти, ощущает мировые тенденции в авиастроении, а патриотический настрой ее поможет вдохнуть новую жизнь и осовременить такие нужные страны вертолеты и самолеты отечественного производства.
Андрей КВАШНИН
Комментарии:
нет комментариев