misto.zp.ua

Как запорожец на Северный полюс прыгал и приземлился... в полушаге от него

Как запорожец на Северный полюс прыгал и приземлился... в полушаге от него

Это было весной 2000 года. Как рассказывал мне участник украинской экспедиции на макушку земли «Украина — Северный полюс-2000» запорожец Юрий Новицкий, температура при десантировании была минус сорок пять.

— А прыгали мы, — уточнил он, — с двух с половиной тысяч метров. Это был второй заход на полюс мелитопольського самолета Ил-76, который выделил экспедиции министр обороны Украины. Первая группа ушла с тысячи пятисот метров. С ней был народный депутат Украины генерал Иван Билас — один из руководителей экспедиции. Все ее члены — опытные парашютисты и прыгали только с управляемыми парашютами… А когда я закончил падение из самолета — у меня сильно обледенели очки, я их сорвал и под парашютом летел, обдуваемый всеми северными ветрами…

— Вы прыгали…

— Вторым. За мной пошел еще один парашютист-одиночка, а за нами — тандем — мастера – двухместные парашюты…

— Какой он — Северный полюс?

— Сам полюс — точка не статичная. Льды там дрейфуют со скоростью 2,5-3 километра в час. Поэтому на географический ноль попасть сложно.

— Вам удалось?

— Очень точно зашел на отметку, начал приземляться — подо мной оператор с камерой, я ему кричу: «Воздух!». Он отошел немного в сторону и я приземлился буквально в полушаге от Северного полюса — местоположение потом определили с помощью навигационного прибора.

— Холодно было?

— Сначала минус двадцать пять. Потом поземка усилилась и температура снизилась до минус тридцати. Плюс — обжигающий ветер.

— Сколько времени вы пробыли на полюсе?

— Два часа… Рекламные съемки сделали, поздравили друг друга.

— Горилку нашу попробовали на макушке земли?

— Как вода на полюсе идет! Только тепло внутри немного ощущаешь, а на мозги не действует… Один из членов экспедиции — начальник Киевской школы пилотов Виктор Резник, даже в проруби окунулся. Но сделал после несколько шагов — ноги коркой льда покрылись, слегка обморозился.

— А как от полюса добирались?

— Сначала — на вертолете на ледовый аэродром, затем на Ан-26 – на остров Средний и дальше — в Хатангу. Это один из самых северных населенных пунктов бывшего СССР.

— Экспедиция — дорогое удовольствие?

— Конечно! Шесть тысяч долларов — доставка и возвращение. Еще тысяча двести — обмундирование. Нужны были и спасательные средства…

— А парашюты?

— Каждый прыгал на своем. Это тоже около шести тысяч долларов [вместе с запасным]. Пошит он из специальной ткани и предназначен для прыжков при низкой температуре.

— Земляков на севере встречали?

— На севере все пилоты — украинцы. В Хатанге встреча очень теплая была. Об Украине вспоминали, происшествия разные рассказывали. Незаметно на столе водка появилась, строганина — всю ночь застолье продолжалось. Тоскуют там ребята очень…

**

По рассказу участницы полета на полюс Лилии Шепель, экспедиция была разбита на две параллельные взаимодополняющие группы. Первым в Заполярье отправился Ан-28 Центрального аэроклуба им. О. К. Антонова, который вылетел с аэродрома «Чайка» 3 апреля 2000 года в 11.00 по местному времени. На его борту находились восемь человек, включая съемочную группу. Пилотировал самолет начальник аэроклуба Владимир Грибанов. Маршрут следования: Киев – Москва – Сыктывкар – Салехард – Норильск – Хатанга. За неделю пребывания в Хатанге на Ан-28 сменили колесную «обувку» на лыжи и установили дополнительное навигационное оборудование.

11 апреля из аэропорта Борисполь стартовал Ил-76 из состава Мелитопольской группы военно-транспортной авиации Украины, которым управлял экипаж во главе с полковником Константином Шушариным. На борту находились 35 пассажиров: парашютисты, представители телевидения и прессы. Вскоре транспортник приземлился в Москве, где к украинским коллегам присоединились россияне, в том числе руководители экспедиционного центра «Арктика» Владимир Чуков, Евгений Бакалов и журналисты. Затем Ил-76 отправился в Хатангу. Этим же «бортом» в Заполярье прибыл и ведущий летчик-испытатель АНТК им. О. К. Антонова Анатолий Хрустицкий, который обладал необходимым опытом эксплуатации Ан-28 на лыжном шасси.

Главные события экспедиции развернулись 15 апреля. Первым в район Северного полюса на Ми-8 прибыл передовой отряд, который подобрал с воздуха подходящую площадку для приземления Ан-28, парашютистов и съемочных групп. Установили указатель расстояний до крупных городов мира, поставили палатку и разметили ориентир для посадки парашютистов. Вслед за этой группой прилетел Ан-28. Поверхность льдины, на которую  Анатолию Хрустицкому  предстояло посадить самолет, ровной была весьма условно, но опытный пилот блестяще справился с задачей, продемонстрировав лучшие качества машины. Буквально через несколько минут над «крышей» планеты появился Ил-76. Но когда он вышел на «боевой курс», у координировавшего со льдины выброс десанта инспектора из-за большого мороза отказала радиостанция. Пришлось сделать еще один заход, пока второй пилот Ан-28 Руслан Мигунов, мгновенно отреагировавший на сложившуюся ситуацию, смог связаться с Ил-76 по запасной радиостанции, находившейся на борту его самолета. Общими усилиями украинских летчиков выброс парашютистов над Северным полюсом прошел успешно.

Слава Україні!

Владимир ШАК

На снимке: Премьер-министр Украины Виктор Ющенко с участниками экспедиции [Юрий Новицкий справа от придерживающего флаг]


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |