Светлане Гончарук 17 лет. Но у нее уже имеется огромный багаж знаний, впечатлений и опыта. Она объездила много городов и побывала в некоторых странах мира. Ученица 11-А класса ООШ №2 практически в совершенстве владеет английским языком, учит французский, участвует в олимпиадах по разным предметам и многих мероприятиях, посещает лагери иностранных языков и ведет волонтерскую деятельность. А недавно стала одной из 54 победителей международного конкурса по программированию Google Code-In и летом отправится в Сан-Франциско на 4 дня.
Светлана Гончарук очень скромно рассказывает о своих достижениях. В середине июня она поедет в Америку в штаб-квартиру Google, где для всех победителей будут проводить интересные лекции и экскурсии. Естественно, все оплачивает Google: и визу, и дорогу, и питание. Светлана – одна из 54 победителей конкурса, которым удалось стать лучшими по программированию среди 3000 участников со всего мира. И все это сидя дома за компьютером.
В течение 7 недель, в ноябре-декабре, Света приходила из школы и выполняла задания конкурса. На каждое давалось 3 дня. Участники соревновались между собой в написании документации, дизайну и многому, многому другому. Само собой, все на английском языке.
– Конкурс ставит перед собой цель ввести подростков от 13 до 17 лет в мир открытого кода Оpen source (Открытого программного обеспечения), то есть программ, доступных для просмотра, изучения и изменения, доработки. Из оpen source в конкурсе принимали участие 27 организаций, они заинтересованы, чтобы юные программисты к ним присоединялись. Именно они и выбирали среди участников победителей, оценивая качество выполнения заданий, а также степень внедрения в сообщество, например, активность на их форумах, – делится впечатлениями Света.
Победителей из Украины двое – парень из Киева и Светлана. По ее словам, до этого времени среди победителей прошлогодних конкурсов также были украинцы, но все из столицы, и только парни. Среди девушек этот конкурс вообще мало популярен – в этом году их было всего 17%. А среди победительниц – всего 4. Но именно этот факт подстегивает Свету в изучении сложных программ. Она утверждает, что ничего сложного здесь нет, умственные способности у всех одинаковые. Просто в обществе сложились свои стереотипы.
Сейчас Светлане даже трудно вспомнить, как началось ее увлечение компьютером. Постепенно оно перешло в интерес к программированию.
– Когда ты работаешь над сложной задачей, тебе кажется, что это слишком тяжело и ничего не получается, – рассказывает юная программистка. – Появляется чувство безысходности. Но в конце концов все получается, результат достигнут, и наступает эйфория. И это классное ощущение!
О том, что дочь любит программировать, родители девушки знают. А вот отпустить ее в Америку долго не решались – Света ничего не сказала им об участии в конкурсе, молча проходила задания. И только после того как выиграла, сообщила о результате своей работы. Конечно родители рады, что у них растет такая талантливая и целеустремленная дочь.
Радуется и учитель программирования Анастасия Трубицына. Когда в 9 классе она начала вести уроки, то заметила способную ученицу. На тот момент Света уже знала многое из того, чего даже сегодня в 11 классе они не изучают.
– Сейчас Света увлекается своим будущим. Ей не все равно, что с ней будет. Она не ждет, когда начнется настоящая жизнь, у нее она здесь и сейчас. Программирование – это инструмент, с помощью которого можно решать многие проблемы и что-то изменить к лучшему. У меня была мечта, как у учителя: чтобы мои ученики занимались оpen source, участвовали в нем и программировали, умели делать грамотный дизайн в приложениях, знали английский и работали над собой. Света воплотила мои мечты в реальность. Это счастье! Это здоровое отношение, ответственность по отношению к себе, что можно каждому пожелать, – говорит учительница.
Света сама выстраивает образовательное пространство, отыскивая интересные ресурсы в интернете. Ее прекрасное владение английским языком в этом очень помогает. Сегодня ей доступны даже специализированные сайты. И это благодаря учителю английского Татьяне Сергеевне Мыслюк, которая преподает в их профильном классе уже 11-й год. Также подтянуть свои знания в иностранном языке помогли языковые лагери.
Света признается, что поначалу были моменты, когда плохо понимала его участников, но со временем влилась и вместе со всеми размышляла на разные темы: социальные, культурные. Чтобы сегодня найти время на свое хобби, 11-классница научилась делать домашние задания в школе. Благодарит за понимание тех учителей, которые поддерживают ее стремление заниматься любимым делом. Ведь она уже знает, кем станет после окончания школы – программистом. Куда будет поступать, еще не решила: может в Киев, может за границу. Но высшее образование, по ее словам, в этой сфере не очень важно. Оно, скорее, позволит окунуться в мир единомышленников, с кем интересно будет обсуждать и разрабатывать новые программы.
Учитель не устает повторять, что девушка имеет огромную внутреннюю мотивацию. Говорит, что педагог может давать задания, поддерживать общение, но в основном это – личный труд.
– Когда человек заинтересован, ему не нужны репетиторы. Сегодня есть мощные интернет-ресурсы, которые содержат все необходимое, – рассуждает Анастасия Леонидовна. И чтобы другие школьники учились работать над собой и ставить цели на будущее, она вместе со Светой проводит беседы по классам, на ее примере показывая, что это работает.
Светлана Гончарук мечтает не просто о программировании. Ее желание – решить проблему гендерного неравенства и помочь людям с ограниченными возможностями стать полноценной частью общества. У нее уже есть идеи, как разработанные ею инклюзивные приложения смогут им в этом помочь.
Алена Санина
Комментарии:
нет комментариев