misto.zp.ua

Реформа по-украински

Реформа по-украински

В номере 42 газеты «Позиция» мы анализировали состояние реформы территориально-административного управления в части образования громад (ОТГ) на местах. Сегодня мы продолжаем эту резонансную и важную для организации нашей страны тему.
 

Одним из важнейших критериев организации самодостаточной ОТГ является социально-экономический параметр. Основанием для образования громады должно быть не только критическое число граждан, проживающих на данной территории, но и наличие там такой производственной, да и в целом хозяйственной базы, которая обеспечивала бы функционирование громады – от карьеров по добыче полезных ископаемых и бензозаправок до крупных промышленных комплексов, делающих должные отчисления в местный бюджет. Тогда громада не будет надеяться только на дотации и субвенции из центра, а сможет более-менее самостоятельно планировать свою деятельность. Только правильная оценка соотношения трудовых ресурсов, земельных запасов, промышленных мощностей и достаточного сектора услуг может стать базой для создания устойчивой территориальной единицы, которая способна не только финансировать свои базовые расходы, но и генерировать доходы для развития. Мы же и по этой части умудрились сказать свое слово.

 

Весьма примечательны показатели анализа бюджетов ОТГ по итогам прошлого года. Из функционирующих в 2018 г. 665 ОТГ почти 75% были дотационными. Прежняя власть не придумала ничего, кроме как решить вопрос методом перераспределения. Почти 16% ОТГ не только не получали дотации, но и перечисляли в государственный бюджет реверсные дотации. Эти средства направлялись на поддержку дотационных громад, и, по задумке реформаторов, такой подход должен был уравновесить ситуацию. Но, как свидетельствует статистика по первому полугодию 2019-го, такой подход не работает, и дотационные ОТГ остаются таковыми, несмотря на предоставление им дополнительного финансирования. Дотационные громады просто стали паразитировать на этом процессе, попадая во все большую зависимость от центра. О какой самостоятельности и самоуправлении здесь можно говорить?

 

Весьма распространенная практика, когда ближайшие к областному центру села отказываются от объединения с городом. Некоторые руководители таких ОТГ, преследуя определенные интересы, создают территориальные «островки» вокруг крупных городов, довольствуясь сбором акцизного налога с нескольких бензозаправок на территории громады.

Получая налоговые поступления от крупного предприятия, местные чиновники, допустим, решили создать свою ОТГ. Их вовсе не волнует, что жители прилегающих к городу сел ездят на работу в город, пользуются услугами городских медучреждений, а их дети ходят в городские школы. Такого рода окологородской «сепаратизм» абсолютно нелогичен с точки зрения перспектив развития и областного центра (ему нужны земли для расширения), и близких к городу сел (которые пользуются социальной инфраструктурой города и могли бы иметь долгосрочные перспективы развития путем интеграции).

 

Такая организация децентрализации была выгодна предыдущей власти – Порошенко со товарищи, поставив в процессе выборов глав ОТГ и местных депутатов своих людей, могли хоть как-то контролировать процесс на местах. Под ними были не только зависимые хозяйственные руководители, но и силовики, управляемые и контролируемые из центра. Для новой команды управленцев, зашедшей во власть, это означает новые вызовы – силовые ресурсы рассредоточены и координируются не только президентской вертикалью, партийные вожжи оказались не в руках провластной структуры, да и собственно сама партийная центральная вертикаль отсутствует.

 

И как будет перераспределяться, децентрализироваться реверсный дотационный бюджет в пользу ущербных громад – большой вопрос. А без дотаций и целевых субвенций такие громады просто рухнут, что вызовет жесткий социальный резонанс в глубинке страны. И это еще один серьезный вызов новой власти, который может выявить степень ее самодостаточности.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в