28
от автора

Юлия ТимофееваЕсть люди, которые знают, как писать, и люди, которые знают, что писать. Только совместив оба знания, можно выдать что-нибудь стоящее. Но для этого необходим серьезный опыт - не писательский, а житейский. А когда его приобретаешь, начинаешь понимать в жизни так много, что желание писать в прессу само собой испаряется. Вот тебе и замкнутый круг.
Некоторые говорят, что я пишу «ни о чем, а почему-то интересно», и что я не журналист, и что мои статьи – вовсе не статьи, а так, непонятные тексты. И правда, я давно перестала писать на визитках «журналист», я – публицист. А это значит, что я получила право не только компилировать в тексты чужие мысли (мнение журналиста по принятой у нас западной парадигме СМИ никого не интересует), но и предлагать вниманию читателя свои собственные рассуждения и выводы. Они не претендуют на истинность, моя цель иная. Пусть споря с моим мнением, пусть ругая меня заочно, на чем свет стоит, но читатель задумывается над сказанным мною. И это – единственное, к чему я стремлюсь. Осознанность – вот мой идеал. Трудная задачка для нашего насквозь зазомбированного общества. Но делать нечего, ведь кто, если не мы?..

Юлия Тимофеева

последние статьи
контакты

E-mail:

ЮЛИЯ ТИМОФЕЕВА

Социальный срез в древесных кольцах

Народ хочет свободы! Люди жаждут твердой руки! Городу нужны трол-лейбусы! Тут и там слышно, как кто-то — власти, бизнес, третий сектор, журналисты — кричат о потребностях людей безапелляционным тоном. Откуда они это взяли? У кого спрашивали? Да ни у кого не спрашивали. Бывает, правда, что выбежит какой-нибудь корреспондент из кабинета, поймает пару-тройку живущих в соседнем подъезде тетенек, задаст им какой-нибудь вопрос, да и бежит скорее ответы публиковать под рубрикой «Глас народа»: вот вам мнение горожан! А социологических сервисов, способных провести репрезентативное исследование на тему желаний и потребностей своих земляков, в нашем городе что-то замечено не было.

Социальный срез в древесных кольцахБольше года назад на бульваре Шевченко, этом запорожском Бродвее, установили Дерево Желаний. Изящное такое деревце, выкрашенное серебрянкой: на него надо привязать какую-нибудь бечевочку и желание загадать. «И все, — посулили основатели культа, — будет вам сразу бесплатное счастье». И вот Дерево пережило летнюю жару, осенние дожди, зимнюю стужу, и сейчас наслаждалось бы наступающей весной, будь оно нормальным живым растением. Все, сбор фактажа для социологического исследования завершен! Осталось система-тизировать информацию и сделать верные обобщения. Ведь как по кольцам на срезе любого дерева можно определить его возраст и историю, так и по состоянию Дерева Желаний можно сделать выводы о грезах запорожцев.

Я взяла блокнот с ручкой и отправилась на экскурсию. И, как ни странно, возле дерева не крутились социологи, не рыскал с фонариком губернатор, не щелкали фотоаппаратами журналисты. «Ой, так они все, видимо, на какой-нибудь важной пресс-конференции, — сразу же оправдала я коллег, — которые служат основными поводами для местной прессы. Или пошли по-лучать американские гранты на повышение уровня украинской журналистики. А может, в который раз выясняют, какая газета тут лучшая, и кого мы будем называть Мистер и Миссис Местная журналистика. Так что исследование было проведено в приятном одиночестве.

Итак, первый вывод: язычество в нас, братцы, неистребимо. Недалеко мы ушли от алтарей и жертвоприношений, свойственных всем древним культам. По-прежнему верим, что стоит зарезать молодого барашка и окропить его кровью святилище, так боги смилостивятся и все простят. Это, кстати, — говорю для людей прямолинейных — ме-тафора: не надо сюда дохлых животных тащить.

Вывод второй: запорожцы мечтают, мечтают страстно, истово, не жалея хоть и мелкого, а все-таки личного имущества. Ведь так просто загадывать нельзя — не исполнится. Надо привязать к веточке что-нибудь, что хоть как-нибудь может привязываться. Побывали тут, конечно, рациональные граждане, которые шли к цели, подготовились к делу скурпулезно, как Мистер Фог к походу вокруг света за 80 дней. Красивые ажурные ленты, какие-то милые рюшечки, ленты с национальными орнаментами! Вы как хотите, а я лично верю, что за такую красоту Дерево должно отблагодарить жрецов, не пожадничать.

Но более популярен у верящих в Дерево девиз «Используй то, что под рукой, и не ищи себе другое!». Завидев приближение чуда, поняв, что вот он — шанс, и его надо использовать прямо немедленно (а вдруг завтра Дерево снесут по указу какого-нибудь чиновника?!), они с себя последнюю рубашку готовы снять ради «сбычи мечт». Первым делом Дерево украсили партийными лентами всех мастей: цвета «оранж», колора «блу», раскраски «бордо» и пигмента «рэд». В общем, всеми своими драгоценными политическими символами, которыми вчера еще размахивали с неистовством, люди, не раздумывая, пожертвовали ради личной мечты. Конечно, строго говоря, это можно трактовать и по-другому, как пи-ар любимых политических игроков. Но в свете остальных улик по этому делу первая расшифровка более вероятна.

Те же, кто вовремя не запасся идеологическим тряпьем, видимо, судорожно обшаривали себя руками в поисках чего-нибудь подходящего. И находили-таки! Навешивали на ветви носовые платки — чистые и со следами физиологических выделений. Стремглав вытаскивали из спортивных штанов завязочки с узлами на концах, а после свя-щеннодействия уходили, незаметно поддерживая брюки рукой. Иные обнадеженные медленно уплетались куда-то, шаркая ногами по-стариковски, — а как еще можно ходить в ботинках без шнурков? Улыбаясь непонятно прохожим в этот день непогожий, убегала школьница с одной ассиметричной косичкой, оставив на ветке розовый бантик. Уходили, виляя бедрами, наяды с распущенными волосами, одарив Дерево резинками для волос. Со старательно сдерживаемой радостью торопился на работу вчерашний пессимист в одном носке. А один затейник привязал к самой нижней веточке резинку от трусов — интересно было бы посмотреть, как он ее извлекал из исподнего. Ночь, наверное, была, темень.

Извини, незнакомый школьник, я развернула пристроенную тобою на сучок записку с красивой надписью «Стас» — на такой каллиграфический этюд надо было пол часа, как минимум, потратить. Ты не переживай, Стас, я ее потом свернула, как было, и обратно прицепила, так что все сбудется. Какие-то чистюли, всегда имеющие при себе предметы гигиены, обильно украсили Дерево ароматическими салфетками — некоторые до сих пор пахнут. Не меньше на Дереве оказалось разнообразного упаковочного материала: драных кульков, пакетов и пакетиков. Надеюсь, их оставили здесь не пото-му, что мусорной урны рядом не оказалось, а из благородных целей. А на самой макушке Дерева, сияя, как звезда на новогодней елке, красуется мужской галстук — фирменный, кажется. Совсем скоро, в начале лета, Дерево, как пить дать, заблестит лентами с надписями «Выпускник-2008»: то-то красота будет!

Кроме молчаливых, только обозначенных узелками желаний, есть здесь и прямые, детальные, как завещание миллионера, ука-зания Дереву. Традиционные «Здесь были мы (Вася, Катя, Черный, Барабаш), симво-лизирующие, видимо, желание просто быть, существовать и как-то проявляться в этом мире. Безыскусные, но от того не менее милые, многочисленные «Оля (Петя, Саша) и Яна (Валя, Кукушкин) = дружба». «Я хочу, чтобы все были здоровы и хорошо кончить школу» — без комментариев. «Поступить хорошо!» — хотелось бы верить, что имеются ввиду не только вузовские тесты. Азартные «Хочу, чтоб «Динамо» выиграло» и «Хочу на Red Azer» (группа, что ли, какая-то?). «Хой» (не успели дописать «жив»?). И наивно-доверчивое «Я хочу хорошо»... Без темы любви, конечно, не обошлось. «Найти взаимную любовь» — умоляет одинокий человек.

И даже негативные, на первый взгляд, надписи могут таковыми и не являться. «Конец» — мрачновато, но может быть, имеется ввиду конец каких-нибудь страданий? «Любовь. Смерть» — тоже не сахар, но первая часть послания все же обнадеживает. И, наконец, бестселлер Дерева: «Аленка — писю-ха. Тамилка — сучка. Юлька — стерва. The best». Вот ведь, казалось бы, негативизм и женоненавистничество, ан нет — финал все искупает.

Вот о чем думают, мечтают, чего хотят и жаждут запорожцы, дорогие Президент, депутаты, мэр, соцслужбы и журналисты. Ау, вы меня слышите? Ни слова — про газ, про засилие украинского или русского языка, про сепаратизм какой-нибудь, про политическую борьбу. Не хотят они об этом мечтать. И отсюда третий вывод: люди все еще психически здоровы, не до конца зазомбированы. Плохо работают ваши пиарщики и консультанты, дорогие политики, уменьшите им зарплаты: твердят-твердят чего-то, внушают-внушают, а народ все равно — вот он, красавец, о вечных ценностях, а не об инфляции!

И последний, четвертый вывод: скажите народу «свет» — и он откроет свои лучшие стороны; скажите — «тьма», и он покорно вывалит свою внутреннюю грязь. Вот есть в Запорожье такой местный сайт-форум, «Забор» называется. Людям сказали «забор» — они и пишут, что на заборе положено (гадости всякие) и как положено (анонимно). А сказали им «Дерево Желаний», и — ни слова матом, ни одного ругательства, и все авторское, с подписями. А, каково?

Если б в наших вузах кто-нибудь все еще стремился глубокое образование давать (простите, утопия, конечно), то сей пример был бы лучшей иллюстрацией темы «Установки и НЛП», которую на психфаках преподают.

Юлия ТИМОФЕЕВА

21.06.2009


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |