28
от автора

Юлия ТимофееваЕсть люди, которые знают, как писать, и люди, которые знают, что писать. Только совместив оба знания, можно выдать что-нибудь стоящее. Но для этого необходим серьезный опыт - не писательский, а житейский. А когда его приобретаешь, начинаешь понимать в жизни так много, что желание писать в прессу само собой испаряется. Вот тебе и замкнутый круг.
Некоторые говорят, что я пишу «ни о чем, а почему-то интересно», и что я не журналист, и что мои статьи – вовсе не статьи, а так, непонятные тексты. И правда, я давно перестала писать на визитках «журналист», я – публицист. А это значит, что я получила право не только компилировать в тексты чужие мысли (мнение журналиста по принятой у нас западной парадигме СМИ никого не интересует), но и предлагать вниманию читателя свои собственные рассуждения и выводы. Они не претендуют на истинность, моя цель иная. Пусть споря с моим мнением, пусть ругая меня заочно, на чем свет стоит, но читатель задумывается над сказанным мною. И это – единственное, к чему я стремлюсь. Осознанность – вот мой идеал. Трудная задачка для нашего насквозь зазомбированного общества. Но делать нечего, ведь кто, если не мы?..

Юлия Тимофеева

последние статьи
контакты

E-mail:

ЮЛИЯ ТИМОФЕЕВА

Церковь на колесиках

В начале двадцатого века, когда мечты об автомобиле воплотились в реальный объект, священнослужители заявили, что автомобиль, несомненно, является изобретением дьявола и объявили ему священную войну. Но с тех пор многое изменилось.

Все новое, удивительное и до времени своего изобретения казавшееся невероятным, первым делом вызывает отторжение. Это закон человеческой психики. Чем консервативнее индивидуум, тем больше тяготит его прогресс. Особенно научно-технический. Интернет? Новый наркотик для подростков! Клонирование? Нарушение базовой человеческой морали! Генная инженерия? Залог скорого заселения планеты биороботами!

Так было всегда, и всегда за правду страдали ученые и изобретатели – движущая сила прогресса. В начале двадцатого века, когда мечты об автомобиле воплотились в реальный объект, консерваторы вновь затянули свою песенку. А знаете ли вы организацию более консервативную, чем церковь? Священнослужители заявили, что автомобиль, несомненно, является изобретением дьявола и объявили ему священную войну. Но с тех пор многое изменилось.

"Лексус" для аббата

В бестселлере Бакли и Тирни "Господь мой брокер" глава Канского монастыря Аббат, сибарит и гедонист, тщательно скрывает от кардинальских инспекторов свой шикарный "Лексус". Книга выглядит как утопия, фарс, и сюжет о "Лексусе" воспринимается как забавная фантазия авторов. Однако ничего фантастического здесь нет. Высокопоставленные священнослужители – и у нас, и в других странах – не считают зазорным кататься на престижных и дорогих автомобилях. Казалось бы, а что здесь такого? Сегодня церковь уже не деревянный сруб среди чистого поля, она вполне активно использует плоды того самого прогресса, который обычно вызывал у нее, мягко говоря, неприязнь. Посмотреть только, с каким удовольствием пользуется церковь интернетом: сайты церквей и монастырей, тематические чаты, религиозные электронные издания – все это присутствует во Всемирной Паутине в изобилии. А недавно создан и голосовой "Православный канал" для абонентов московского "Мегафона" (по 0.6 доллара за минуту божественной информации). Ведь это мы считаем нормальным, почему же проезжающий в "Мерседесе" человек в рясе вызывает у нас недоумение? Может, потому, что одним из главных постулатов всех религий мира остается отказ от ценностей материальных, возвышение духа посредством "умерщвления плоти", аскетизма или хотя бы, на крайний случай, скромности?..

Вкопавшись в глубины истории, приходишь к выводу, что и вправду отцы церкви держали оборону против "дьявольского" механизма. Стойко, но недолго. Как известно, основным источником церковного благосостояния всегда являлись дары и пожертвования. Посредством этого канала и началось искушение священнослужителей автомобилями. Еще во время войны Иосиф Сталин подарил Московской Патриархии роскошный "Паккард" высшего представительского класса, немногим позже презентовались "Чайки" и "ЗИЛы".

"Заграничные" отцы сдались еще раньше: уже в 1929 году тогдашний Папа Римский Пий 11 без сомнений принял в дар "Фиат Берлина 525", а в 1965-м – "Фиат Флавио". С тех пор производители с маниакальной настойчивостью преподносят дары Папе, и их можно понять: лучшей рекламы и не придумаешь! Сколько изданий поместили информацию о новом "Папамобиле", специально разработанном на основе "Мерседес" М-класса? Остался ли кто-нибудь, не слышавший о том, что концерн BMW преподнес Папе свой автомобиль BMW 740 и восемь мотоциклов С-1? Не способствует ли популярности "Ланчии" широко распространенные сведения о том, что именно этой моделью длиной в пять с половиной метров и весом более двух тонн теперь пользуется Папа?

Наши церковные начальники тоже ездят не на "Запорожцах". Но обычно предпочитают это не афишировать. Только самые смелые, открытые западным веяниям священнослужители вторят Папе Римскому, создавая образ "прозрачной церкви", видимо, столь же прогрессивный, что и "прозрачная экономика". Алексий II, к примеру, вовсе не скрывает, что в 2000 году получил в подарок черный лимузин мощностью 350 л.с. с более-менее уместными телефоном, факсом и интернетом и гораздо менее объяснимыми телевизором и видеосистемой. Экзархат Белорусской Православной церкви тоже не стесняется подарка в виде "Форда-Транзита", преподнесенного одним из СП.

А может, так и надо? Может, это мы придирчивые ретрограды? Можно было бы так и подумать, если бы не волнения в рядах самих служителей Господних. Архиепископ Екатеринбургский Викентий, к примеру, не оставил без внимания недоумение и смущение прихожан по поводу популярности иномарок у глав церкви: он принял решение пересадить всех своих подчиненных на отечественные машины. Значит, кого-то еще, кроме нас, смущает подозрительная предрасположенность к повышенному комфорту среди священнослужителей?..

Освящаем – недорого!

Каким образом современный автолюбитель может почувствовать себя более защищенным? С помощью подушек безопасности или страхования? Но страховой полис у водителя встретишь, пожалуй, намного реже, чем иконку на торпедо. С недавних пор большая половина автовладельцев глубоко уверовала. И священнослужители активно стимулируют это стремление к Богу. Работники креста щедро предлагают свои услуги по продаже иконок и крестиков для автомобилей, освящению символов веры и самих машин. Существуют приблизительные тарифы: освящение автомобильного крестика или иконки обойдется в десятку, самого автомобиля – в две сотни рублей. При этом служителей церкви совершенно не интересует, кому принадлежит автомобиль, чем занимается его владелец: с одинаковой щедростью Божьей защитой оделят и действительного верующего, шага не ступающего без благословения Божьего, и братка на джипе, решившего "подстелить соломки" перед сложными переговорами. В отличие от, скажем, румынской церкви, строго отслеживающей объекты освящения, тот же Алексий II , владелец шикарного лимузина BMW, не считает такую практику зазорной. Любое обращение человека к церкви, к Богу священно, считает он.

Религиозно-торговые деятели, как и положено коммерсантам, изыскивают все новые способы "привлечения народа к церкви". Дело дошло уже до нанесения на автомобиль текстов с христианским содержанием. Желающие автоматически проповедовать Славу Божью теперь имеют возможность приобрести библейские надписи на самоклеящейся пленке, и тогда соседи на светофоре или в пробке смогут приобщиться к священным словам. Эта информация почерпнута нами из объявления, размещенного в интернете. Больше всего удивляет последняя фраза рекламного текста: "Пленка продержится на автомобиле как минимум несколько лет, а при желании Вы всегда сможете удалить ее!" Такое вот временное миссионерство…

Еще удивительнее то, что к услугам церкви прибегает и ГИБДД! Казанских священнослужителей, возложивших на работников церкви функцию напоминать прихожанам правила безопасного поведения на дорогах, еще можно понять. А как относиться к новаторству областного управления ГИБДД Ивановской области, освященному настоятелем Свято-Введенского монастыря? Архимандрит Амвросий по просьбе сотрудников ГИБДД освятил и их машины. Так почему бы автолюбителям, вместо того чтоб застраховаться, не последовать примеру "начальства"? В том же Иваново существует улица Куконовых – самая аварийная в городе. Местное ГИБДД совместно с дружественным архимандритом не нашли другого выхода из ситуации, как провести по неблагоприятной улице крестный ход. На самом деле, более действенного и недорогого метода борьбы с аварийностью не сыщешь.

Крест как бренд

Человечество всегда существовало в системе особых определительных знаков. Чем более развито общество – тем их больше. Раньше основным определяющим знаком было вероисповедание. Нынче во время спада активности старых институтов люди ищут собственные знаки, по которым можно классифицировать человека. Теперь для того, чтобы понять, к какой социальной группе относится индивидуум, достаточно посмотреть на его автомобиль! Гиганты мирового рекламного рынка заявляют, что сегодня торговые брэнды занимают в нашей жизни место, ранее принадлежавшее религии. В частности, некоторые автомобильные брэнды – BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Rolls-Royce – становятся религией нового мира. Ну не поразительно ли, что многие фанаты Harley-Davidson желают, чтоб их хоронили в гробах, стилизованных под "харлей"?! Рекламные аналитики сравнивают разработчиков брэндов с миссионерами, распространяющими свою религию: самые известные брэнды не столько используют идею качества, сколько насаждают определенную систему ценностей, своего рода верований. Европейские представители церкви считают, что с этой тенденцией можно смириться, не забывая при этом напоминать, что христианство сохраняет за собой права на самый старый и уважаемый брэнд – крест.

Российские священнослужители относятся к этому по-иному. Многие считают замену религии веры религией брэндов настоящим кощунством. А вот Русская православная церковь, которой принадлежат права на христианскую атрибутику, собирается активно контролировать регистрацию товарных знаков на предмет возможного оскорбления чувств верующих. Как при этом быть, если кто-то не слишком далекий захочет продавать здесь Lamborghini Diablo, не совсем понятно. Особенно если он захочет заплатить при этом соблазнительную сумму денег.

Юлия ТИМОФЕЕВА


Обсудить на форуме >>>

29.04.2008


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в