misto.zp.ua

Запорожье удивляющее: наш человек на израильском шекеле

Запорожье удивляющее: наш человек на израильском шекеле

Кто не в курсе: бумажных денег в Израиле – если, допустим, сравнивать с Украиной, немного. В обращении находится четыре вида банкнот, которые официально именуются новым израильским шекелем: 20 шекелей, 50, 100 и 200. При этом на банкноте в 50 шекелей изображен поэт и переводчик Саул Черниховский, которого в Израиле считают своим Гомером — он перевел на иврит «Илиаду» и «Одиссею». Исключительно украинское «Слово о полку Игореве» он тоже перевел на иврит.

Однозначно выдающийся человек, которого запорожцы могут считать… стопроцентно своим.

Родился Саул Черниховский 20 августа 1875 года в слободе Михайловка Таврической губернии [ныне поселок Михайловка Запорожской области] в благополучной еврейской семье, проживавшей на улице, которая сегодня называется Садовой.  Пронесенную через всю жизнь любовь к родной украинской земле и ее традициям будущему поэту и переводчику  привили, конечно же, родители. И одну из своих идиллий 26-летний Саул начнет такими проникновенными словами: «Редкое выдалось утро, каких выдается не много Даже весной, а весна — прекрасна в полях Украины, В вольных, как море, степях!». А далее изложит… подробнейший рецепт украинских вареников.

Кстати, идиллия эта так и называется: «Вареники».

А к другой идиллии автор счел нужным добавить особое – географическое, уточнение: «Завет Авраама. Идиллия из жизни евреев в Тавриде».

Ну, а когда мне на глаза поэма «Свадьба Эльки» попала, я просто взял карандаш и отметил названия знакомых мне [и всем, кому доводилось ездить из Запорожья в сторону Херсона] населенных пунктов, из которых торговец зерном Мордехай собирал гостей на свадьбу своей дочери, сопровождая названия этих населенных пунктов короткими, но необыкновенно емкими характеристиками. Вышло у меня вот что [цитирую по тексту поэмы, соединив помеченные карандашом строки в один куплет]:

«Каменка. Выходцы там из Добруджи живут, староверы —

Все огородники. Вот уж где хлеба-то много в амбарах!

Речка там — Конка, что в Днепр впадает.

Вот я боюсь за Токмак! Там грязища, народ же — разбойник.

Так: Лепетиха Большая. Богатое место.

Вот и Большая Михайловка. Много в ней доброй пшеницы,

Много и всякого люда.

Скельки; сельцо небольшое, но славится медом и воском.

Верхний Рогачик; ну, там — одни гончары да горшени.

Ну-с, а теперь Янчикрак [Каменское Васильевского района, — прим. авт.].

Дальше — село Белозерка, что «Малым Египтом» зовется.

Вот Серогозы, Подгаец. Село Маньчикуры [Веселовский район, — прим. авт.].

Дальше идут хутора у Алешек  — какие арбузы!

Дальше — Каховка, село, известное ярмаркой славной».

Конечно, с точки зрения географии поэма несовершенна. Впрочем, глупо было бы требовать от автора лирического произведения географической точности и последовательности: для поэмы Саул Черниховский собрал в горсть названия дорогих его сердцу мест и, выхватывая их затем из горсти, разбросал по поэме – как душе хотелось.

А вот как в этой же поэме описана степь наша: «С самых древних времен, со времен мирозданья, над степью Дивная стелется тишь, пред которою речь умолкает. Нет границ тишине, и нет предела простору, Только объятья небес вдалеке замыкают пространство». А в другом месте поэт из запорожской Михайловки как бы со вздохом грусти добавляет: «Весны беззаботной потоки Начисто смыли следы удалых наездников скифов; Память о половцах диких развеяли ветры по степи; Сечь навсегда затихла».

Только наш человек, только запорожец мог такое написать. Причем стилем каким – стилем великого Гомера, автора бессмертных «Илиады» и «Одиссеи».

Вот мы и подошли к тому, с чего и начался наш разговор: с моего замечания, что в Израиле Саула Черниховского называют своим Гомером. Знаток древних языков, именно он ввел в иврит гекзаметр – стиль Гомера. Именно он, Саул Черниховский из запорожской Михайловки, такие аналоги находил в иврите знакомым ему с детства образам, что читателю даже на берегах Иордана становились понятны переживания возвращавшегося душой в свое далекое прошлое автора.

Саул Черниховский

Саул Черниховский, военный врач, Первая мировая война

Саул Черниховский. Портрет маслом Бориса Пастернака, 1923

Могила Саула Черниховского

Здесь родился израильский Гомер — улица Садовая в Михайловке


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |