Хоть однажды каждый из нас побывал в магазине секонд-хенда. Многие забредают сюда в поисках эксклюзива, а для некоторых «вторые руки» — единственная возможность дешево и со вкусом обновлять гардероб. Новый налоговый кодекс может поставить секонд-хенд вне закона: по одной из официальных версий, именно этот сегмент рынка наступает на горло отечественной легкой промышленности. «Деловой» узнавал, что думают и намерены предпринять задействованные в этом бизнесе бердянцы и их клиенты.
Официально
По данным исполняющей обязанности начальника отдела разрешений исполкома Елены Аверченко, официально заняты в продаже товаров секонд-хенд в Бердянске 49 субъектов предпринимательской деятельности. Еще вдвое меньше, по мнению Елены Александровны, торгуют «под черным флагом» в общежитиях и на квартирах. Каждый из легальных предпринимателей-единоналожников ежемесячно пополняет городской бюджет на 42 грн. Несмотря на конкуренцию и устойчиво негативное отношение к секонд-хенду властьимущих (предыдущая атака «сверху» была в ноябре 2008 года), торговля ношеными вещами в Бердянске выгодна.
— Этот рынок устоявшийся: ни один из предпринимателей деятельность не свернул, — признается Елена Аверченко.
Из банка за прилавок
В недавнем прошлом Катерина — служащая государственного банка, сменившая бесперспективную малооплачиваемую работу и открывшая свою точку реализации секонд-хенда. Одним из побудительных мотивов к такому шагу стало рождение ребенка.
Платили практически «минималку», после сокращения один «тянул» за двух, а зарплату даже на «десятку» не повысили, — признается Катерина. — После пяти лет работы и отсутствия перспектив работа приелась и захотелось чего-то новенького.
Решиться открыть свое дело помог Интернет: на форуме «Бизнес» получила необходимую для старта информацию и остановилась на секонд-хенде.
— Здесь минимум вложений — от 10 000 грн., да меньше нигде нет смысла начинать, — признается Катерина.
Кроме того, востребованность одежды из вторых рук ощутила на себе: когда зарплата небольшая и маленький ребенок, выбор между новой кофточкой за 300 грн. или четырьмя б/у за 100 очевиден. Окончательное решение принимали сообща на семейном совете, и стартовым капиталом стали «детские» деньги и семейные сбережения. Спустя месяц после этого события есть определенные итоги: за две недели торговли Катерина поняла, что ожидания были завышены. Из практических выводов: поменьше брать детского — его везде много, потому в ходу только отборные вещи от 8 у.е. за килограмм; дешевый товар вообще нет смысла брать, зато обувь уже окупилась.
И стар и млад обновке рад
Проходимость при отсутствии рекламы — до 20 человек в день: если структурировать, то десять — это молодежь, около семи покупателей старше 30 лет, остальные — пенсионеры. Молодежь, по наблюдениям Катерины, более всех любит красиво одеваться с учетом моды.
— Парни, к примеру, меряют женскую одежду — у них сейчас веяние ходить в женских кофточках. Более взрослые клиенты нацелены на практичные вещи — спортивные штаны и другую одежду для дома. Старички также хотят хорошо выглядеть, и даже клиенты с достатком могут покупать копеечный товар, если тот украшен вышивкой и декором. Есть завсегдатаи, регулярно приходящие, те просят при случае отложить гламурные вещи.
В поиске поставщиков помогает тот же интернет — на бердянских складах, по мнению Катерины, выбора нет: товар «заезженный» и с потолочной наценкой. Товар заказывает через Интернет: звонит и уже в процессе общения с продавцом делает вывод — стоит с ним связываться или нет? Однако на одной интуиции торговлю не построишь, потому в отделе ассортимент обновлялся уже дважды, хотя обычная практика — один завоз в месяц.
— Бизнес очень хрупкий — на закупке ты не видишь, какой товар покупаешь, к тому же опыта мало. Потому пока беру все и анализирую наибольший спрос.
Взгляд с оптимизмом
По мнению Катерины, устранение рынка секонд-хенда вряд ли способно вызвать подъем отечественного легпрома — украинская одежда мало кому по карману, хотя по качеству она способна конкурировать с мировыми брэндами.
— У меня на полках есть традиционные Германия, Англия, и Америка, изредка встречается и качественный Made in Ukraine. Но таких вещей в отечественных магазинах не сыщешь, — признается предприниматель.
Что касается ситуации с закрытием секонд-хенда, Катерина отмечает: паника есть, но пока никто устраивать распродажи не намерен, и покупатели не закупают вещи про запас — все выжидают. Да и вообще — несмотря на малый опыт работы, финал истории ей известен заранее, о чем Катерина открыто заявляет в конце интервью.
— «Секонды» не закроют — эксперимент с налоговым кодексом не удастся — не по адресу, а курирующий нашу сферу торговли таможенный кодекс пока никто реформировать не собирается, — делится своими соображениями предприниматель и добавляет, — это все для журналистов — чтобы у вас была работа.
— Для Украины это традиционно: с борьбы с секонд-хендом у нас начинает каждый новый правитель, — признается предприниматель Игорь Иванов, уже более десяти лет торгующий ношеной обувью, — но народ молчать не будет.
Четыре года Игорь пытался реализовывать «стоковый» товар, затем вернулся к традиционному.
— Хороший товар «стоком» не назовут, — считает предприниматель.
По его мнению, уничтожение «вторых рук» автоматически похоронит и этот сегмент рынка, где в основном зарабатывают за счет наценки на качественные ношеные товары.
На прицеле «киты»
Кроме мелкого частного бизнеса запрет на вторые руки больно ударит по крупным сетевым магазинам, единственным представителем которых в Бердянске является магазин «Шиворот-Навыворот»: эта сеть насчитывает более 60 магазинов по всей Украине, только в Запорожье работают пять филиалов. Годовщину открытия магазин, в котором работают 20 бердянцев, готовится отметить 7 ноября. По словам администратора магазина Елены, в субботний день, когда традиционно происходит завоз товара, здесь в среднем отовариваются около 2 000 человек, за обычную смену проходимость составляет не менее 700 клиентов. Среди покупателей — люди всех возрастов и социальных слоев, для которых вторые руки — единственная возможность одеться со вкусом за маленькие деньги.
— Многие искренне благодарят, у нас они могут одеться и выглядеть не хуже других. Иногда слышим от клиентов — «мы попали в рай», — признается администратор.
За август, когда проходила акция «Осенняя эйфория», по данным администрации было продано почти семь тонн весового товара, еще больше ушло в розницу. Статистика сентября в связи с паникой на уровне лета, когда из-за отдыхающих число клиентов возрастает. Если бы не реальная угроза бизнесу, «наезд» на секонд-хенд можно было бы счесть за продуманный маркетинговый ход — по словам администратора, после первых новостных сюжетов о закрытии секонд-хендов поток клиентов в «Шиворот-Навыворот» был просто сумасшедший.
Руки прочь от секонд-хенда!
В отличие от мелких игроков рынка, «законодатели мод» секонд-хенда не выжидают, а действуют, привлекая в свою защиту собственных покупателей: с 11 по 21 сентября в наиболее крупных украинских магазинах собирались подписи покупателей в защиту «вторых рук». В бердянском «Шивороте», где всеукраинская акция стартовала с опозданием (пока ждали бланки — потеряли неделю) «за» секонд-хенд подписались 420 клиентов. Многие расщедрились не только на автограф, и у администрации накопилось несколько листов с аргументированными отзывами в защиту магазинов. Наиболее активные намерены донести свое мнение лично Президенту.
— Женщина-покупатель написала письмо Януковичу: зарабатывает не много и живет не шикарно, потому для нее секонд-хенд — это единственный вариант, — признается Елена.
Единственный голос «против», по словам Елены Александровны, был от покупателя, пришедшего в магазин с женой; сказал «наконец то вас закроют», хотя покупки делал не на рынке. По словам администратора магазина, со среды, 22 сентября представители крупнейших сетей реализации секонд-хенда собираются протестовать против своего закрытия под Верховной Радой.
— Запрещая секонд-хенд, чиновники наверняка даже не представляют наш уровень, считая этот рынок какой-то помойкой, — убеждена Елена Александровна.
Алексей ДУДАРЕВ
Комментарии:
нет комментариев