misto.zp.ua

Вскрытие покажет?

Вскрытие покажет? С недавних пор родственники умерших бердянцев сталкиваются с проблемой: все тела перед погребением теперь должны пройти процедуру судебно-медицинского вскрытия из-за опасений, что люди могли быть убиты. Эта процедура затягивает похороны и приносит дополнительные страдания живым. Кроме того, родственники, огульно подозреваемые в убийстве, вынуждены оплачивать обязательное вскрытие усопшего. Все происходящее нарушает сразу несколько законов Украины.

Уже несколько десятков бердянских семей столкнулись с ситуацией, когда агент ритуальной фирмы сообщает им, что не имеет права осуществлять никаких действий до результатов судебно-медицинской экспертизы, которая проведет вскрытие и установит причину смерти. Якобы, в связи с имевшими место в Запорожской области случаями насильственной смерти от рук родственников, то ли милиция, то ли прокуратура, совместно с городскими властями приняли подобное решение.

Газета решила разобраться в ситуации, в которой, к сожалению, в любой момент может оказаться любой из нас.

Муки длятся сутками

Кажется, бердянцы уже стали забывать времена, когда похороны близкого человека, кроме переживания естественного шока и скорби, превращались в череду десятка дел по организации похорон: от получения Свидетельства о смерти и до поминального обеда. Уже несколько лет эти малоприятные, но так нужные всем обязанности взвалили на свои плечи работники сферы ритуальных услуг. Бердянск считается одним из лидеров в Украине по организации подобной деятельности. Однако, в последние две недели эту деятельность лихорадит. Представители одной из ритуальных служб города, по понятным причинам, пожелавшие остаться неназванными, рассказали газете свое видение проблемы:

  — Вот уже две недели, как непонятно по чьему распоряжению, все трупы в городе отправляются на принудительное вскрытие. При этом, такая обязательность ни оговорена ни в одном законе. В связи с этим, возникает множество проблем. Родственники говорят нам, что после вызова милиции они ждут ее приезда по 4-5 часов. (Аналогичное время назвал читатель, обратившийся в газету — авт.) Люди в жару ждут милицию, часто с врачами скорой, которая приезжает раньше и констатирует смерть, звонят в милицию, а им отвечают: «У нас тут убийство, это важнее…». Затем приезжает бригада, но без судмедэксперта, а врач пишет: «на вскрытие». Он не хочет брать на себя ответственность. При этом, милиционеры начинают по углам опрашивать родственников о причинах смерти, как будто возбуждено уголовное дело. Затем, в Законе о судебно-медицинской экспертизе говорится, что оплачивает ее тот, кто направляет на экспертизу. Но у нас деньги требуют с родственников. И даже если они пишут заявление, что против вскрытия, никто на это не обращает внимания. На каком основании?

Эти муки родственников длятся сутки-двое. Никто не знает, когда будет проведена судмедэкспертиза, выдана справка, срывается время церемонии похорон, люди нервничают…

Вскрытие покажет? Судмэдэкспертам тяжело

Как рассказал газете судмедэксперт, заведующий Бердянским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы Николай Оболенский, он не в восторге от сложившейся ситуации — нагрузка на судмедэкспертов ощутимо увеличилась. Ведь в Бердянске работают только три судебно-медицинских эксперта: два с правом вскрытия, а третий имеет право только освидетельствовать живых людей. Так, только за два последних дня Николай Леонидович вскрыл 19 трупов.

— Судебный эксперт работает по направлению судебно-следственных органов, — объяснил Николай Оболенский, — если такого направления нет, я к трупу даже не подойду, не имею права. Но, если есть направление, я обязан его выполнить и сделать вскрытие трех полостей: головы, грудной клетки, живота, взять материал для исследования, который потом отправляется в Запорожье.
Оболенскому не раз приходится выслушивать возмущение родственников, поскольку проведение вскрытия, помимо официальной оплаты, требует еще дополнительных расходов. Например, требуются восемь литровых банок (для отправки внутренних органов в лабораторию в Запорожье), которыми экспертизу никто не обеспечивает, поэтому приходится просить об этом родственников умершего. Так же, как и шампунь.

— Для обмывания трупов, — рассказывает Оболенский, — у нас имеется хозяйственное мыло, но разве можно нормально отмыть кровь хозяйственным мылом! Приходится просить родственников принести 100-150 г шампуня. Кто-то приносит, а кто-то бежит жаловаться…

Цена за вскрытие, как рассказал Николай Леонидович, колеблется от 86 грн. 80 коп. до 156 грн., в зависимости от времени пребывания трупа в холодильной камере (сутки стоят 28 грн. 24 коп.). Оплата производится через банк.

— Согласно закону, — говорит Николай Оболенский, — если родственники не хотят вскрытия или умерший человек указал это в завещании, то можно написать заявление и отказаться от проведения вскрытия, но при этом, если есть направление следователя, судебный эксперт обязан сделать вскрытие. Вот такая палка о двух концах.

По словам Николая Оболенского, Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает выезд судмедэксперта на место смерти, но это просто невозможно осуществить физически, из-за недостаточного количества судмедэкспертов, которые, к тому же, по закону имеют нормированный рабочий день. Но, даже, если бы судмедэксперты выезжали на каждый труп, это ничего бы не изменило, так как внешний осмотр тела часто бывает практически бесполезным, и только при вскрытии и исследовании внутренних органов можно установить истинную причину смерти. Оболенский рассказал случай, не так давно произошедший в Бердянске. Умерла долго болевшая пожилая женщина, и в причинах ее смерти у врачей не было никакого сомнения, в заключении о смерти врач указал причину — заболевание. Труп все же направили на вскрытие, которое показало, что женщина умерла от механической асфиксии, закупорки дыхательных путей рвотными массами. Теперь доктора, выписавшего справку, ожидает судебное разбирательство.

Что думает власть?

Мы обратились за разъяснениями к заместителю городского головы Оксане Невзоровой, которая курирует социальную сферу. По ее словам, городские власти озабочены внезапно появившейся проблемой, возникшей по требованию правоохранительных органов:

— Исполком никакого решения об обязательном вскрытии умерших не принимал и принимать не мог, поскольку это не входит в компетенцию местного самоуправления.

В то же время к нам обращаются с жалобами на такие действия. Мы провели уже три совещания на эту тему, но к согласию не пришли. Я обратилась к судмедэкспертам с предложением сообщить стоимость своих услуг, поскольку у меня есть информация, что вскрытие стоит 53 грн., но никак не 400 с лишним (из прейскуранта на услуги Запорожского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, находящегося в коридоре Бердянского отделения судмедэкспертизы, следует, что вскрытие стоит 443 грн. 71 коп. — авт.). Я пытаюсь разобраться в ситуации и облегчить людям горечь утраты и связанные с этим проблемы.

Старший помощник прокурора Запорожской области Леонид Кирилаш заявил «Деловому», что ни один из руководителей областной прокуратуры никаких предписаний по этому вопросу не давал. Руководитель Бердянской межрайонной прокуратуры Владимир Коцюруба очень удивился, когда узнал, что якобы прокуратура настаивает на обязательном вскрытии:

— Вже три роки прокуратура не займається трупами. Прокурор не може видати припис про обов’язковий розтин померлих. Це питання міськвідділу міліції. Взагалі, згідно закону, якщо людина хворіла і врач зробив висновок, що вона померла ненасильницькою смертю і дав довідку про це, то розтин не проводиться. Якщо є ознаки насильницької смерті — розтин треба робити.

Вскрытия — не компетенция МВД?

Определенную ясность внес пресс-офицер горотдела милиции Игорь Горецкий.

— Ничего нового, мы не придумывали, — объяснил Игорь Николаевич. — Каждому человеку и законами Божьими, и Конституцией гарантировано право на жизнь. И любой факт смерти правоохранительными органами всегда расценивается как происшествие. Раньше, когда «смертельными» случаями занималась прокуратура, на место выезжал работник прокуратуры, эксперт-криминалист и судмедэксперт. В настоящее время ведение таких дел находится в компетенции милиции. И сейчас со следственно-оперативной группой выезжает врач-терапевт или врач скорой помощи, который только констатирует факт смерти. Следователь же, осмотрев место происшествия, не имея специального медицинского образования, не может квалифицированно описать посмертные изменения трупа или, тем более, установить причину смерти. Поэтому тело обязательно направляется на судебно-медицинское вскрытие. Исключение делается только для престарелых граждан, если человек перед смертью долго болел (например, в случае онкозаболевания), и это подтверждено медицинской картой. Однако вскрытие все равно требуется, просто в этом случае его делает не судмедэксперт, а патологоанатом. Но, в любом случае, по каждому факту проводится доследственная проверка (опрашиваются родственники, соседи, изучаются все медицинские документы и экспертизы), по окончании которой либо выносится постановление в отказе в возбуждении уголовного дела (чаще всего), или о привлечении виновных к уголовной ответственности. Все эти меры направлены только на то, чтобы исключить возможность насильственной смерти. На моей памяти родственники, устав от алкоголизма мужчины, мягко говоря, помогли ему умереть, когда тот был в алкогольной «отключке». Внешне всё вроде чисто, а на вскрытии — смерть от асфиксии инородным телом. В одном из сёл района успели даже положить в гроб и чуть ли не отпеть мужчину, умершего от причиненных ему телесных повреждений. И только вмешательство участкового инспектора милиции, который просто не фиксировал такой случай, остановило захоронение.

На наш телефонный запрос о том, были ли какие-то приказы в последнее время, которые обязывают производить поголовное вскрытие, сотрудник пресс-службы Запорожского областного УМВД Елена Лебединская сообщила, что, как ей сказали в следственном отделе УМВД, никаких особых приказов не поступало и вскрытие происходит в рамках статей 12-13 Закона «Про судову експертизу».

Ответ похож на издевательство, ведь в 12-13 статьях закона речь идет о правах и обязанностях судмедэксперта, а ситуация с обязательными вскрытиями возникла в последние две недели. Мы направили письменный запрос в МВД Украины с двумя вопросами:
«1. Чи видавався протягом червня-липня 2009 року Наказ міністра МВС або інший підзаконний акт, який вказує на необхідність обов’язкового розтину в рамках судово-медицинської експертизи тіл всіх померлих, включаючи тих, що померли дома або внаслідок хвороби?
2. Якщо видавався, чим викликана необхідність появи наказу? Чи зареєстрований він в Міністерстві юстиції України?»
Ответ получили обескураживающий: «На Ваш запит від 4.08.2009 №51 повідомляємо, що порушені Вами питання не відносяться до компетенції МВС України».

То есть, все ни при чем! Но как-то само собой получилось, что уже две недели ритуальщики, родственники и судмедэксперты в шоке.

Дырявые законы

Непонятно чья инициатива оборачивается нервными срывами и дополнительными тратами для граждан. Внимательное прочтение законов заставляет в очередной раз задуматься об умственных способностях тех, кого мы нанимаем для их принятия. Зря мы думаем о них так плохо. Не зря знающий Литвин обозначил эту ситуацию так: «У нас законы пишут для дураков. Для умных — примечания».

Действительно, чувствуешь себя дураком, когда читаешь ст.6 Закона Украины «Про поховання та похоронну справу»:
«Право громадян на поховання їхнього тіла та волевиявлення про належне ставлення до тіла після смерті:
Усі громадяни мають право на поховання їхнього тіла та волевиявлення про належне ставлення до тіла після смерті.
Волевиявлення про належне ставлення до тіла після смерті може бути виражене у:
згоді чи незгоді на проведення патолого-анатомічного розтину;
<…>
дорученні виконати своє волевиявлення певній особі;
іншому дорученні, що не суперечить законодавству.

Контроль за виконанням волевиявлення громадян про належне ставлення до їхнього тіла після смерті в частині щодо згоди на проведення патолого-анатомічного розтину, на вилучення органів та/або тканин тіла здійснюється згідно з законодавством відповідними органами виконавчої влади та виконавчими органами сільських, селищних та міських рад у межах їх повноважень».

Кто может дать простой и ясный ответ на вопрос, каким образом умирающий должен дать свое согласие или несогласие на вскрытие? Устно, письменно? Кому именно? В присутствии нотариуса или «представника виконавчої влади»? Очень хотелось бы посмотреть на нардепа, который предлагает умирающему родственнику написать такое заявление. Вот и «имеет ввиду» милиция этот закон, подозревая в убийстве каждого из родственников тысяч умирающих в Бердянске за год.

Берем следующий Закон — «Про судову експертизу». Ст.15. «Фінансування судово-експертної діяльності»:

«Проведення судових експертиз у кримінальних та адміністративних справах державними спеціалізованими установами здійснюється за рахунок коштів, які цільовим призначенням виділяються цим експертним установам з Державного бюджету України.
Проведення судових експертиз, обстежень і досліджень судово-медичними та судово-психіатричними установами здійснюється за рахунок коштів, які безпосередньо і цільовим призначенням виділяються цим експертним установам з державного чи місцевого бюджету».

Почему же берут деньги с родственников, а не из бюджета, ведь требует вскрытия власть в лице милиции? А в этой же статье ниже читаем: «Проведення інших експертних досліджень і обстежень державними спеціалізованими установами здійснюється за рахунок замовника».

Уголовное или административное дело возбуждено? Нет. Значит, открывается простор для взимания денег с родственников, которые выступают в роли «заказчика», хотя они ничего не заказывают по своей воле. Некто навязал им эту последнюю для покойника «услугу».

При этом, никто не отменял Инструкцию МОЗ Украины «Щодо заповнення та видачі лікарського свідоцтва про смерть (форма №106/о)», которая четко указывает, как и при каких обстоятельствах выдается Свидетельство о смерти, причем, врачом лечебного учреждения. Также, насколько нам известно, не отменен Приказ по КП «Бердянская городская больница» №144, изданный в 2004 году, который подробно расписывает действия врача в случае смерти больного на дому.

Несмотря на все это, всем, по-видимому, легче выполнять даже не официальный приказ, а некую «установку», чем заботиться о людях, живых и мертвых. О том, что подобные случаи, когда без бумажки ты не только не человек, но и не покойник — питательная среда для коррупции — просто умолчим. О том, что любое хорошее дело можно довести до маразма — тоже.

Что делать?

Как считает частный нотариус Татьяна Чуева, по общепринятым юридическим нормам существует несколько причин, включая вероисповедание, состояние здоровья, материальное положение, которое может препятствовать проведению вскрытия. К тому же, если в завещании человек прямо указывает запрет на проведение вскрытия — это является основанием для выполнения его воли. Нотариус советует всем, столкнувшимся с этой проблемой, требовать предоставления документа, обязывающего произвести вскрытие, с указанием, кто несет дополнительные затраты, затем немедленно обращаться в прокуратуру, которая должна следить за соблюдением законов.

Подозревая, что милиция нервно отреагирует на этот материал, сразу оговоримся, что не считаем ее виновной. Скорее тоже жертвой. Бюрократической системы, для которой все мы — всего лишь цифры и тела. И источник денег для бюджета...

Кажется, нас опять «имеют ввиду» всех — и живых, и мертвых.

Серогей БЕЛОУСОВ, Ирина АНИНСКАЯ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Гость | 02.09 2009 в 22:20
определенно, проблема в руководстве Запорожского Областного Бюро СМЭ, ведь увеличение количества вскрытий прямым образом увеличивает сумму денежных вливаний в фонды начальника, по понятным причинам искустно спрятаны под \"хорошими\" названиями, необходимо определить также роль ритуальных служб, которые являются частниками в этой \"золотой жиле\". Хотелось бы, чтоб было проведено более глубокое расследование данного дела, начинать скорее всего нужно именно с Начальства Бюро, хозрасчетной бухгалтерии, так как данный вопрос выходит за пределы морали и человеческой этики, но до какого уровня это может дойти?

эксперт | 13.08 2009 в 09:30
Рыба гниет с головы.Начальник Запорожского бюро судмедэкспертизы сам попался на взятке в 300 дол. в 2005 году и продолжает \"успешно\"руководить бюро по настоящее время ,несмотря на свое чистосердечное признание.Каждая оперативка в бюро начинается с отчета перед ним\"Сколько продали трупов?\"Ведь надо собирать внебюджетные средства для себя ,что расплатиться за прекращения своего уголовного дела перед судом и прокуратурой!!!

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
71112, г. Бердянск, ул. К.Маркса, 51
Директор:
Горячева Татьяна
Шеф-редактор:
Белоусов Сергей
Телефоны:
8 (06153) 7-06-67, 7-36-67
Прием частных объявлений
8 (06153) 7-24-93
Интернет-сайт:
www.delovoy.net.ua
E-mail:
delovoy[@]zp.ukrtel.net
Подписной индекс:
41633

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |