Хотя использование подросткового труда является деянием наказуемым, ежегодно с наступлением лета вчерашние школьники превращаются в реализаторов, официантов и пляжных торговцев. Как выяснил «Деловой», в зависимости от квалификации и отрасли размер дневного «теневого» заработка подростка может составлять от 30 до 500 грн.
Устроиться на работу легально бердянским подросткам почти невозможно: занимавшийся этим раньше Центр социальных служб для молодежи в этом году несовершеннолетних не трудоустраивает по причине отсутствия спроса. В городском Центре занятости находят работу, в основном на сезон, единицы: даже если согласен работодатель, кто-то из родителей школьника отказывается «благословлять» отпрыска на труд. В итоге, по словам начальника отдела организации трудоустройства населения БГЦЗ Елены Мелешко, за два с половиной года таких счастливчиков оказалось 46 человек: в 2008 году из 54 стоявших на учете было трудоустроено 39 подростков; за минувший год из 19 работу получили семеро, за истекшее полугодие по данным Елены Валерьевны, несовершеннолетние в БГЦЗ не обращались. И все же кто ищет — тот находит, особенно когда к поиску вакансий подключаются родители.
Зазывала-раздавала
Ане работу по раздаче флаеров нашла мама: семиклассница призналась, что собирает деньги на ноутбук — около двух тысяч гривен, которые школьница надеется заработать за лето. Хотя раздавать полиграфию приходится впервые, Аня, как и многие ее одноклассницы, прошлым летом торговала на пляже — благо живет рядом с морем. Из откровений подруг: на флаерах ни одна не смогла скопить приличную сумму — заработанного хватало только на мороженое. Тем не менее, места не пустуют: когда кто-то из одноклассниц по горячим следам попытался устроиться сюда же, оказалось — мест нет, работа востребованная. Пока что такой способ заработка Ане нравится: стой себе с 9.00 до 12.00 и после трехчасового перерыва еще три часа. Излишне напрягаться не надо — оплата идет за время, а не за количество розданных листовок с рекламой ярмарки. Опустела сумка — иди за следующей пачкой красочных пригласительных билетов.
— Там ходить по раскаленному пляжу — а тут я в тени стою — разъясняет разницу.
Контролируют ли ее — девочка не знает, но, по слухам, «глаза» могут быть — чтоб не было соблазна «отоваривать» полиграфией мусорные баки. Аня не боится скрытого наблюдения — просто старается добросовестно выполнять работу, чтобы в конце дня с чистой совестью получить честно заработанные деньги. Некоторые прохожие берут флаеры охотно, другие вообще не обращают внимание. Труднее всего, когда пачка еще не роздана и ремень сумки давит на плечи.
— Спина уже болит — признается Аня. Если флаеры надежд не оправдают, она опять будет ходить по пляжам, как и прошлым летом, продавать кукурузные палочки и кукурузу: такой промысел минувшим летом приносил ей до 30 грн. в удачный день.
Заработок на «меньших братьях»
Для Андрея раздача рекламы возле Центрального рынка — не основной вид заработка. Более выгодно ухаживать за животными на выставке: за смену в зависимости от объема работы хозяева платят от 70 до 130 грн. Предприниматели привлекают еще 10-15 подростков. Выставка работает круглогодично и все время переезжает, при желании можно работать и путешествовать вместе с подопечными животными. Помимо оплаты Андрею нравится свободный график: сам себе планируешь рабочие дни и выходные. К тому же ни разу за два года работы в странствующем зверинце хозяева не обманули с зарплатой: звери пользуются популярностью, и выставка не пустует.
— Прибыль всегда хорошая, потому и платят хорошо, — такова, по мнению Андрея, причина честности хозяев.
По его словам никого из друзей, зарабатывавших летом в других местах, хозяева также не обманывали.
— Главное — хорошо себя показать, иначе заработок может уйти на штрафы, — объясняет Андрей.
Кроме продажи сувениров на Приморке, по словам Андрея, высоко котируются места на продаже молочных коктейлей, еще выгоднее работать в кафе и ресторанах.
— Друзья-официанты зарабатывают прилично, в зависимости от раскрученности кафе, «чистыми» имея от 100 до 500 грн. за смену.
Однако такие «хлебные» места никогда не пустуют: вакансий нет уже в начале весны, а летом «выстреливают» только горячие вакансии.
Выбор небогатый: квас или сладкая вата
Не всех несовершеннолетних интересуют только деньги: Ирина работает на производстве сладкой ваты, и ей просто интересен сам процесс, да и заработка на удовольствия хватает. В отличие от нее Ольга, которая перешла в 11 класс, осталась недовольна опытом работы минувшим летом. Тогда девушка торговала мороженым на «точке», но поскольку работала не полный рабочий день — платили копейки. Год спустя школьница устроилась куда комфортнее: на разливе кваса она получает 50 грн. в день, работая два дня через два с 8.00 до 17.00. Хотя признается, что с поиском особо не напрягалась: объявление о вакансии в газете нашла подружка. Вариантов сменить место и получать больше Ольга пока не знает: кроме торговли альтернативы нет, потому на квасе работают на сходных условиях все ее подруги. Хотя бывают и исключения: по словам одноклассницы, торговля полотенцами и разной сезонной мелочью возле ЦУМа приносит ей до 70 грн в день.
Сезонное обострение
Не все из опрашиваемых охотно отвечали на вопросы журналистов «Делового» и не сильно изощрялись в придумывании «легенды»: услышав вопросы о гарантиях, зарплате и честности работодателей, часть трудящихся тут же рассказывала версию об отлучившейся подружке, «которая тут работает, а меня попросила присмотреть». Возможно, так подростков инструктировали хозяева торговых точек из опасения перед внезапным рейдом контролеров. Тем не менее, «запудрить мозги» удается не всегда: как сообщила «Деловому» начальник отдела труда Управления труда и социальной защиты населения Наталья Смоляная, с начала сезона выявлен уже один факт эксплуатации трех несовершеннолетних. Ребята были задействованы в лоточной торговле в центре города. Восстановить справедливость в отношении подростков помогают рейды рабочей комиссии по обследованию объектов сезонной торговли и сферы услуг, ежегодно создаваемой по распоряжению городского головы к началу сезона.
В минувшем году, по словам Натальи Смоляной, проверка обнаружила 10 случаев незаконного использования труда несовершеннолетних, также торговавших сезонными товарами на пр. Ленина и на Набережной, а итогом рейдов двухлетней давности стали 23 случая нарушения трудового законодательства. Наживаться на труде несовершеннолетних продолжают и в межсезонье, хотя гораздо менее активно — работы меньше, к тому же мешает учеба. Так до начала текущего курортного сезона двое барменов — учащихся ПТУ, проходивших практику, — привлекались к работе в праздничные дни. По данным Смоляной, в 2008 году выявлен всего один подобный факт, в минувшем году неоформленными работали двое подростков.
Нелегально — ненадежно
В газету обратились родители подростков, работающих в Бердянском районе на фермеров. Жалуются, что те обещают и деньги платить, и едой обеспечивать, да только платят копейки, а еда оказывается полусырой картошкой на воде. «Сын теперь не знает, кому верить», — сказала по телефону мама одного из таких работников. — «Он спрашивает меня: «Как так можно? И как я могу хорошо работать, если знаю, что мне не заплатят?»
Правда, на предложение газеты написать письмо с подробным изложением ситуации и фамилиями фермеров- «эксплуататоров» последовало обещание, которое до сих пор не выполнено.
Вполне вероятно, что ситуация с работой подростков в селах, гораздо более серьезная, чем в городе, поскольку никаких проверяющих там нет, а работы летом много. Но и портить отношения с работодателем, на которого работают не только подростки, но и взрослые, тоже особо никто не рвется.
В большинстве случаев, если работодатель вдруг отказывается платить — шансы «выбить» зарплату минимальны. Конституция декларирует, что труд в стране должен быть оплачиваемым и каждый гражданин может обращаться за защитой своих прав в суд или прокуратуру, призванную следить за соблюдением законов. За 10 лет работы в отделе труда Наталья Смоляная не помнит громких случаев, когда бы обиженные доводили дело до суда.
— В суд не идет никто, что, скорее всего, объясняется менталитетом, — признается Наталья Ивановна.
Надежду получить свое кровно заработанное еще имеют те школьники, кого поймали «на горячем» во время рейда. Для легально работающих подростков проблема неактуальна: по словам Смоляной, после хлопотной процедуры трудоустройства работа несовершеннолетних всегда оплачивается в 100% размере.
Алексей ДУДАРЕВ, Сергей БЕЛОУСОВ
Комментарии:
нет комментариев