Михаил Грицай, первый заместитель председателя горисполкома (с 1987 по 1991 год), заместитель городского головы (с 1998 по 2000 год): Ирина АННИНСКАЯ, Олег ЕРЕМИН Традиционно напор волны гасился дюнами, а мы их разрушили. Как-то в 85-86 году один из замдиректоров «Азовкабеля» послал транспорт сровнять дюны на участке между «Бригантиной» и Агарским мысом. И хотя много там натворить не успели, но в месте, где больше всего убрали песка, дорогу размыло. По советским нормам строить здания ближе, чем в 50 метрах от уреза воды не разрешалось, чтобы природа могла «дышать» туда-сюда. Нарушения были и тогда, но единичными, а теперь — система. Поэтому в причинах размыва косы должна разбираться наука: хоть и дорого, но это делать нужно. К примеру, известно, что с южной стороны косы течение при восточном ветре против часовой стрелки, а при западном — по часовой. Соответственно поднимаемый со дна песок где-то намывается. Так же и со стороны открытого моря. Ситуация напоминает снежный ком: вслед за новой причиной появляются новые последствия. И сегодня спасаясь отсыпанием дамбы, мы фактически меняем движение песков. А ведь это должно быть сделано теми, кто что-то понимает в гидротехнике, должен быть комплексный проект. Конечно, если делать сплошные берегоукрепления вдоль всех 40 км побережья Косы, то это нас спасет, но это огромные деньги: погонный метр будет стоить около 15 тыс. дол.
Григорий Дубинка, мэр города (с 1990 по 1994 годы), первый заместитель мэра Бердянска (с 1998 по 2000 годы):
— Причиной масштабного размывания Бердянской косы считаю несанкционированное вмешательство человека в природную деятельность. Имеется ввиду, строительство насыпных дамб на Косе в своем большинстве,без проектов, без всякого согласования и какого-либо изучения проблемы. Поэтому недавние события — это только начало большой беды. Если в былые времена насыпать на берег Косы камень было сопряжено с многочисленными согласованиями, то сейчас к этому прибегают как вынужденной мере, хотя последствия таких действий предвидеть сложно. Кроме того, очевиден перегруз косы ввиду ее застройки огромным количеством зданий и сооружений, и даже ограничение застройки уже делу не поможет. Еще одна составляющая проблемы — глобальные процессы в природе, повышение уровня воды и потепление. Коса — живой организм, и чтобы его лечить, диагноз должны поставить серьезные специалисты. Чтобы сохранить Косу, уже сейчас ее надо крепить от начала до конца, иначе ее так и будет рвать на мелкие кусочки, пока полностью не смоет. Начинать следует от подошвы, то есть от охотхозяйства или Петровки. А просто подсыпать — латание дыр, и оно может дорого обойтись.
— Наша Коса является правым берегом Берды, который формировался столетиями. Сегодня состояние Бердянской косы пребывает в самой губительной фазе. Виноваты в этом не Солнце, не вода, и не ветер, а живые люди, жители нашего города, в том числе стоявшие у власти, начиная с послевоенных лет. Разрушение Косы началось еще с момента разрушения песчаной насыпи в районе охотничьего хозяйства, построенной немцами-колонистами еще в конце 18 века. Вторым шагом к разрушению стало устройство искусственного хозяйства для разведения охотничьей дичи. Следующим этапом варварства была ликвидация промоин в теле Косы, которые позволяли осуществлять циркуляцию воды в Бердянском заливе, очищая ее, и снимая ударные штормовые нагрузки на Косу. Огромный вред был нанесен Косе и нижней части города при промышленном изъятии песка из Бердянского залива, что привело к уничтожению мелких островов Малого Дзендзика и части тела Косы. Последний гвоздь в разрушение Косы вбили наши новоиспеченные капиталисты, которые без проектных решений произвели застройку основного тела Косы, что привело к остановке перетоков морской воды с открытой части моря в бухту и обратно. Ни одно решение по отсыпке берегов Косы не было принято при наличии положительной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОЗ). Для того чтобы исправить ситуацию, нужно, в первую очередь, убрать течи водопровода и канализации, прекратить внеплановую застройку и дать возможность профессионалам разработать план спасения Косы совместно с экологическими службами. В противном случае мы просто потеряем нашу Косу.
Владимир Шаповалов, начальник управления коммунального хозяйства (с 2002 по 2003 год):
— Когда я работал в исполкоме, проблема размытия Косы еще не стояла так остро. Были небольшие размывы в районе баз отдыха «Южная», «Моряк». Тогда городские власти держали этот вопрос на контроле и постоянно подсыпали бут силами руководства баз. Я считаю, что для того чтобы решить эту проблему для начала нужно объехать всю Косу, чтобы выявить самые опасные участки, составить план восстановления Косы и в первую очередь, подсыпать бут в тех местах, где размывает. В идеале же должны быть построены шпоры, защищающие Косу от волн. Мне трудно судить о причинах нынешнего состояния Косы, об этом должны знать специалисты-гидрологи.
Комментарии:
нет комментариев