В воскресенье, 24 мая в ГДК прошел первый концерт, подготовленный участниками цирковой студии «Баттерфляй», которой два года руководит Ульяна Дорохова. Все, кто пришел на концерт в качестве зрителей, смогли убедиться, что за столь не долгое время Ульяне удалось добиться многого и доказать, что ее коллектив способен стать украшением любого культурного мероприятия, независимо от масштаба. Работа для Ульяны не столько заработок, сколько состояние души. Цирк и дети — это то, без чего она не представляет своей жизни.
— Ульяна, чем Вы занимались до того, как возглавить студию, Вы сами выступали в цирке?
— Я с 5-го класса занималась в цирковой студии ГДК, в этой самой, которой сегодня руковожу. Тогда студией руководила Ольга Алчевская, которая потом уехала из Бердянска. После 8-го класса я поехала на гастроли в составе одного из украинских цирков, на гастролях я провела два года, потом вышла замуж, родила, а после декретного отпуска пришла на работу в ГДК. Циркового образования у меня нет.
— И где Вы гастролировали?
— По городам Украины, России, Северного Казахстана.
— Неужели всего трех лет занятий в студии хватило для того, чтобы Вас взяли в цирковую труппу?
— Если человек полностью отдает себя занятиям, а главное, очень хочет добиться успеха, то это вполне реально. Главное найти то, что является ТВОИМ. Вот, у меня занималась девочка, которая, казалось, все уже перепробовала и ничего у нее не получалось, пока она не легла на антипод (специальная подставка, на которой, лежа на спине, работает жонглер ногами). И сразу поняла, что это именно то, что ей нужно. За полгода она всему научилась и сделала свой номер.
— А какой у Вас визитный номер?
— Халахуп. Вращение на теле нескольких обручей одновременно. Это именно то, для чего я создана. Хотя я тоже достаточно долго к этому номеру шла, меня руководитель долго не выпускала на сцену, пока я не научилась чувствовать обручи, держать их.
— А Вы не думали о том, чтобы наверстать упущенное и все-таки получить цирковое образование или заключить контракт с каким-нибудь цирком и поработать?
— Учится мне поздно, меня никто уже не возьмет в цирковое училище по причине возраста. Одна девочка, которая со мной занималась, воздушная гимнастка, хотела поступать в цирковое и думала поехать после 11-го класса. Но, оказалось, что это поздно, потому что цирковые артисты в 25 лет уже уходят с арены. Что касается гастролей, у меня ведь семья, ребенок — меня муж не отпустит, сам он не цирковой. Но я не жалею, мне всегда хотелось работать с детками, тем более здесь, в ГДК, где я сама начинала.
— А как Вы открыли для себя цирк, почему пришли именно в цирковую студию?
— Я много чего перепробовала, и ничего мне не нравилось. Танцы я забросила, скрипку забросила. А вот цирк всегда привлекал, именно работа людей в цирке, а не животные, из-за чего часто дети любят цирк. В цирковую студию мы вдвоем с подружкой пришли. И как только я вошла, увидела эту обстановку, атмосферу, сразу же поняла, что цирк — это именно то, что я всегда искала, именно то, что мне нужно. Здоровая, больная, не важно, я шла на занятия, и сегодня также: я здесь живу.
— Какая у Вас зарплата?
— Вообще-то, меня муж содержит, я получаю 200 гривен, зарплатой это назвать трудно. Но мне интересно, я фанат своей работы, поэтому она у меня и получается. Когда мы в первый раз показали директору и художественному совету программу своего концерта, они были приятно удивлены и сказали, что мы добились очень ощутимых результатов за такое короткое время.
— Сколько детей у Вас занимаются?
— 14 человек, это мальчики и девочки в возрасте от пяти до 15 лет. Одна девочка у меня с трех лет занимается.
— А чему Вы учите в студии?
— Всему: воздушная гимнастика, жонгляж, антипод, йога, эквилибр, халахуп…
— А сами Вы все это умеете?
— Не все, конечно…
— А как можно научить тому, чего ты сам не умеешь?
— Опыт доказывает, что можно. Дети меня понимают. Я объясняю им так, как я сама это видела, показываю видео, объясняю «на пальцах». Когда приезжают наши земляки, которые работают в цирке — Лена Неплюева из Москвы, Витя Хоменко из Киева, — я приглашаю их сюда, и они проводят что-то вроде мастер-класса. Я всегда найду способ научить ребенка, главное, чтобы он этого хотел.
— «Баттерфляй» где-то выступает?
— За пределы города мы пока не выезжали. Выступаем на корпоративах, у Князева два года подряд выступаем, у пограничников в части, в детские садики нас приглашают, в Осипенко ездили. В прошлом году мы приняли участие в детском фестивале «ТОП-ТОП», но в программе не было циркового жанра. Поскольку мы были единственными и соревноваться было не с кем, нам просто вручили диплом участника. А вот на следующий год организаторы пообещали внести изменения в положение и добавить цирковой жанр. Так что благодаря нам в «ТОП-ТОПе» теперь будут участвовать и цирковые артисты.
— Кто в вашем искусстве является для Вас авторитетом, на кого Вам хочется равняться?
— Наверное, все-таки, Лена Неплюева, она меня очень вдохновляет. Лена — воздушная гимнастка, выступает также с пластикой на столе, этот номер называется «Каучук». Она работала в Московском цирке, а сейчас работает по контрактам в разных местах. Лена всегда была для меня авторитетом, еще когда мы вместе занимались в студии. И, конечно, мой бывший руководитель Ольга Алчевская.
— Есть ли у Вас еще неосуществленная творческая мечта?
— Мне хотелось бы поднять свою программу до уровня канадского Cirque du soleil. Когда я увидела это в первый раз, то была очарована. Словами трудно описать, это даже не цирк в том привычном смысле, к которому мы привыкли. Это грандиозное, масштабное зрелище, состоящее из множества оригинальных деталей и в то же время очень органичное и воспринимаемое, как целое. Это захватывающее шоу — совершенно самодостаточное, как спектакль или фильм. Увидеть это еще где-нибудь невозможно. Такая манера построения циркового спектакля, техника, костюмы, музыка, номера — только у Cirque du soleil. Костюмы, парики и специально продуманная пластика превращают людей в фантастических животных или даже в инопланетные существа. А настоящих животных нет, с ними Cirque du soleil принципиально не работает. Только люди, какими бы нечеловеческими ни казались их образы.
— А что Вам мешает воплотить эту мечту?
— В первую очередь, очень слабые дети. Цирк — это большой физический труд, постоянная работа. Дело в том, что большинство родителей очень «трясутся» над своими детьми. «Ой, что ж вы ее так тянете! Ей же больно!» Над нами так не тряслись. У меня только пара родителей, которые меня по-настоящему поддерживают, ведь с детьми нелегко работать, особенно с маленькими. Хотя есть у меня одна девочка, Милена, она занимается с трех лет, при этом мама ее возит из Нововасильевки, не останавливается ни перед какими трудностями. Благодаря этому девочка много достигла. А если жалеть, ограждать ребенка от нагрузок, он никогда, по большому счету, ничему не научится.
— Есть ли у цирковых какие-то свои забавные традиции?
— Последний концерт в сезоне гастролей у цирковых называется «зеленка». Во время этого концерта артисты готовят друг другу неожиданные сюрпризы. Эти неожиданности заставляют искать выход из необычной ситуации, выкручиваться. Например, к воздушной гимнастке опускается кольцо, а на нем висит колбаса, или фокусник вместо того, чтобы вытащить из цилиндра платок, вынимает лифчик. Однажды клоунам, которые работали номер в противогазе, намазали противогаз изнутри вазелином, и им пришлось работать практически вслепую. Со мной как-то подшутили при помощи музыки. Мой выход, звучит музыка, я выхожу — и тут музыка умолкает, потом снова вступает с первых аккордов. В общем, мне так три раза пришлось туда и обратно возвращаться, как на «заевшей» пленке.
Ирина АННИНСКАЯ
Комментарии:
eeeeeeee | 09.09 2010 в 14:39
fffff