Настоятель Храма во имя Святой Троицы протоиерей Олег Николаев продолжает отвечать на вопросы читателей «Делового». Любые вопросы священнику, относящиеся к Православию, Вы можете задать в течение рабочей недели по телефонам газеты: 7-36-67 и 7-06-67.
— Расскажите, как правильно приготовиться к причастию. Какие молитвы нужно читать и сколько дней? Надо ли соблюдать пост и сколько дней?
— В дореволюционной России среди большинства простого народа сложилась печальная традиция причащения хотя бы один раз в год. Как правило, это было Великим Постом. На тот момент Церковь была государственной. И поэтому, все сведения о причастниках и исповедниках четко фиксировались в специальных ведомостях, и по окончании Великого Поста передавались в полицейские управления. Тогда считалось, что таким образом можно определить степень благонадежности граждан Империи: исповедовался-причащался хотя бы раз в году — благонадежен, если нет — твоя благонадежность под большим вопросом. Это привело к тому, что многие люди в течение года вообще перестали посещать богослужения. Если главное, чтобы Великим Постом тебя записали в ведомость «благонадежных», то зачем ходить в храм в остальное время?
Таким образом, исповедь и причастие делается формальностью, я бы сказал повинностью. Вера охладевает. Отношение к священству становится презрительно-подозрительным. Во многом эти печальные явления и приводят в конечном итоге к тому, что мы называем революцией или октябрьским переворотом, кому как нравится. К сожалению, эта нехорошая привычка исповедоваться и причащаться один раз в году — перед Пасхой, прочно вошла и в современную церковную жизнь. По опыту нашего храма могу сказать, что есть целая категория людей, приходящих в него Великим Постом для того, чтобы исповедаться и причаститься. Хорошо? Конечно! И я поначалу радовался: новые люди в приходе — всегда утешение для священника. Но вот они придут один раз на Исповедь и Причастие, и все… Больше я их в храме не увижу. Следующий раз они появятся уже новым Великим Постом. То есть, через год. Самое печальное, что эти люди искренне считают, что выполнили все, что положено выполнить православному христианину. А это совсем не радует. Это значит, что реального общения и единения с Богом у них не происходит. Нельзя быть Христовым раз в году, ради галочки в списке «благонадежности»! Только уже не в полицейском участке, а у Господа Бога… Ведь в Апостольских правилах четко прописан канон, предписывающий не считать христианином того, кто не был на богослужении (разумеется, без уважительной причины, которой является только болезнь) более трех недель. А для древних христиан приходить в храм и не причащаться было не нормальным. Собственно ради Причастия люди и приходили. И ради причастия же и служится божественная литургия. Поэтому, литургия без причастников — это нонсенс, абсурд.
Но вернемся к Вашему вопросу. Итак, человек целый год не был в храме, не соблюдал постов, не молился, т.е., не чувствуя потребности в богообщении, он становился фактически неверующим. Церковь не могла с этим мириться, понимая, что допускать его в таком состоянии к Причастию — значит, уничижать это величайшее Таинство. И тогда желающим причащаться предлагают поститься хотя бы неделю (позже этот срок редуцируется до 3-ех дней) и усугубить свою молитву — вычитать хотя бы несколько канонов из молитвослова. Возможно, в дореволюционной России, которая по своему укладу все же оставалась православной державой, такой единый подход к этой проблеме был еще приемлем, но в настоящее время его нужно признать не совсем оправданным. Например, человеку, ни разу в жизни не причащавшемуся, может быть, и не достаточно трех дней поста, и вычитывания положенных канонов, (если, конечно, ему не угрожает смертельная опасность), а человеку, причащающемуся по благословению священника еженедельно, достаточно обычных постных дней: среды и пятницы, а его молитвенное правило ко Причащению может быть и не таким объемным. Подобная практика давно уже введена во многих московских храмах. Но, повторюсь, на все это обязательно должно быть благословение священника, у которого человек регулярно исповедуется, и который знает его жизнь, знает его духовное состояние и состояние его здоровья.
Стандартное молитвенное правило ко Причастию таково: вечером, кроме обычных вечерних молитв, читается канон Покаянный, канон Ангелу-хранителю, канон Богородице, Последование ко Святому Причащению; утром, кроме утренних молитв, читаются молитвы ко Святому Причащению. Если это правило трудно прочитать за один день, можно готовиться, начиная где-нибудь с четверга, читая в день по одному канону. А в субботу прочитать Последование ко Святому Причащению. И, конечно, к молитвенному деланию не может быть применим термин «вычитывание». Это должна быть именно молитва — живое покаянное воздыхание блудного сына к Богу, своему Небесному Отцу.
Татьяна ГОРЯЧЕВА
Комментарии:
нет комментариев