Продолжаем публикацию ответов на вопросы читателей священнику Олегу Николаеву, настоятелю храма во имя Святой Троицы и президенту Благотворительного Фонда «Благовест» по редакционным телефонам: 7-36-67, 7-06-67.
— Если у человека в церкви резко начинает болеть голова, это что-то означает?
— Прежде всего, нужно исключить причины физиологического характера. Например, человек, приходя в храм, начинает волноваться, переживать, что может привести к спазму сосудов головного мозга, и вызвать головную боль. Также головная боль может появиться при вдыхании кадильного дыма, если у человека есть аллергия на ладан (что бывает чрезвычайно редко!), или от недостатка кислорода внутри храма, особенно при большом стечении народа, как это бывает на большие праздники. Поэтому, если человек приходит в церковь только в такие дни, то ничего удивительного в том, что у него начинает болеть голова, нет. Но если человек ходит в храм, как и положено христианину — каждую субботу и воскресенье, то, скорее всего, причина его постоянной головной боли во время богослужения именно духовного свойства. Сатана — враг Бога и человека, специально вредит ему в храме, чтобы тот, вспоминая о том, как плохо он чувствовал себя, как можно дольше туда не приходил, удаляясь от своего спасения. Что в этом случае делать? Да, ничего. Лучший способ избавиться от вражьих нападок лукавого — не замечать их! Пренебрегайте теми страшилками разного свойства, которыми он будет стараться напугать и смутить Вас в течение всей жизни. Продолжайте ходить в храм, нисколько не уменьшая времени пребывания в нем. А главное, почаще прибегайте к спасительным Таинствам Церкви — к Исповеди и Причастию.
— Ученый медик говорил, что звон колоколов также влияет на уничтожение вирусов. Это правда? А вообще звон колоколов — это наука? Кто звонарь в Вашем храме? Где он учился звонить? Правда ли что колокольный звон очищает душу?
-Такого медика ученым назвать нельзя, так как он путает науку с оккультизмом. Мне самому не раз приходилось слышать подобное мнение, в том числе, и от маститых московских звонарей. Недавно, например, смотрел по ТВ сюжет, в котором рассказывалось о том, что колокольный звон оказывает исцеляющее и обеззараживающее действие, поэтому, мол, раньше на Руси в моменты эпидемий непрестанно звонили в колокола, и эпидемии отступали. Все это, конечно, хорошо. Только авторы сюжета забыли сказать о том, что в колокола звонили именно для того, чтобы созвать народ для усиленной молитвы в такие дни, а не просто оздоровить окружающую среду самим звоном. Всегда, в смутные и опасные времена, верующие люди непрестанно молились, и именно для того, чтобы возвестить народ о том, что настало время для такой горячей молитвы, и звонил непрестанно колокол. И не колокола являлись какими-то магическими проводниками Божьей благодати, а Сам Господь посылал исцеления или утешение в скорби по молитве и вере людей. Так что смысл колокольного звона в том, чтобы призывать людей на соборную молитву. Но человек приходит в храм для того, чтобы молиться, восхвалять Господа и очистить свою душу от грехов. А очистить душу можно только в Таинстве Покаяния. Поэтому, сам колокольный звон душу не очищает, он, скорее, призывает ее к покаянию, не дает ей уснуть.
Колокольный звон, несомненно, является искусством и наукой, и чтобы овладеть им, необходимо иметь хороший музыкальный слух, обладать чувством ритма, и, конечно, быть верующим воцерковленным человеком. На обучение нужно потратить не один год, ведь число колоколов может доходить до нескольких десятков!
В нашем храме два звонаря — это наши прихожане. Оба они имеют музыкальное образование, хотя еще только учатся своему делу. В ближайшем будущем мы надеемся приобрести еще несколько колоколов, чтобы звук был еще более гармоничным.
— Скажите, батюшка, учитывается ли при выборе места расположения храма влияние энергетических волн, энергетические зоны? Что вообще важно знать для выбора места расположения будущего храма, ведь храмы создаются на века. Чтоб потом не выяснилось, что, например, церковь, которая на ул. Шевченко, оказывается вообще принадлежит старообрядцам, а теперь ее просто никто им назад не отдает.
-Начну с того, что в христианстве нет понятий «энергетических зон», «энергетических волн», а так же энергетических полей, аур, карм и прочей языческой галиматьи. Подобные термины не употребимы так же и в классической науке. Зато их с избытком в оккультизме и язычестве, которые, к сожалению, прочно вошли в жизнь нашего народа после десятилетий атеизма.
Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название неких тайных учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку (БСЭ). К оккультизму относятся и астрология, и алхимия, и все виды магий. Таким образом, оккультизм это общее название лженауки, возрожденной на фоне атеизма.
Что же касается язычества, то этим термином обозначаются все дохристианские и политеистические верования. Основным, признаком языческой религии является многобожие, вера в систему богов, духов и внеземных существ, взаимодействующих друг с другом и с людьми. А многобожие — есть безбожие (Святитель Афанасий Великий «Слово на язычников»). Поэтому, думаю, Вы поняли, что ничего общего с христианством у этих двух понятий не может быть, а, следовательно, пользоваться их терминами для определения местоположения храмов было бы глупо.
Православные храмы можно строить на любом месте. Никаких требований по отношению к выбору этого места не существует. Например, многие святые уходили в самые отдаленные, пустынные уголки, которые считались среди людей местами обитания падших духов, проклятыми местами. И именно там они строили храмы. Яркий пример тому — возникновение Троице-Сергиевой лавры.
Поэтому не место освящает храм, а храм освящает любое место, на котором он построен. Масса древних православных храмов были построены на местах языческих капищ и жертвенников, чтобы Божья благодать освятила их, и они бы очистились от идолопоклоннической скверны. Ведь всякое язычество, как мы уже говорили, — это поклонение идолам, т.е. бесам, а не Богу. Это — азы христианства.
Тем не менее, есть некие символические правила, которые принято соблюдать при строительстве храма. Они являются желательными, но не обязательными. Обычно православные церкви располагались на возвышенном месте, чтобы их было видно издалека. Алтарная часть храма чаще всего смотрит на восток, вход в храм с западной стороны. Но повторюсь, это не принципиально.
— Отче, скажите, на Ваш взгляд, есть ли в наше время судьи-православные христиане, которые бы выносили судебные решения не за деньги, а по совести? Они же, по сути, распоряжаются человеческими судьбами, в основном, безбожно беря деньги с тех, кто может платить (все знают, что большинство судебных решений покупаются). Вы сами встречали верующих в Бога судей? Или Бог и судья — понятия несовместимые?
-Еще ветхозаветные писатели и пророки для характеристики Божественных свойств используют образ Бога как праведного судии. Это значит, что всякий человек, желающий избрать юриспруденцию своей профессией должен уподобляться в справедливости и милосердии самому Богу. Но это возможно лишь в том случае, если человек признает авторитет Бога, как самое главное в своей жизни, и руководствуется в своей деятельности не только гражданским или уголовным кодексом, а, прежде всего, Божьими заповедями. Попросту говоря, всякий судья призван быть глубоко верующим человеком. Тогда всякий суд он будет совершать по совести и справедливости. Таким судьей был, например, царь Соломон (3 книга Царств, гл. 3, 16-28).
Современное человеческое общество в своей деятельности сознательно выбирает атеистический путь. А это значит, что такие понятия как совесть, порядочность, бескорыстие, исполнение долга, становятся понятиями отвлеченными, не обязательными. Последствия подобного мировоззрения лучше других выразил Достоевский. Устами одного из своих героев в романе «Братья Карамазовы» он говорит: «Если Бога нет, то человеку все позволено». А значит все личное, сиюминутное, корыстное начинает превалировать над вечным и общим. И это, к сожалению, не только в юриспруденции, а практически, во всех сферах жизнедеятельности человека. Во все времена многие, а сейчас почти все родители желают, чтобы их дети были успешными, респектабельными, обеспеченными и находились на вершине социальной лестницы. Но этого не всегда можно достичь даже тяжким многолетним трудом. А современному человеку так хочется всего и сейчас. Выход один: разрешить себе и своим отпрыскам для быстрого достижения этого успеха, переступать через все нравственные и духовные ограничения, а, порой, и через себе подобных, шагая по их головам. Не стоит думать о том, что горькие плоды, которые мы пожинаем сегодня, выросли сами собой и взялись ниоткуда. Они были «посажены» лет сто назад и стали бурно «вызревать» в постперестроечное время, то есть за последние два десятилетия. Поэтому, если мы хотим, чтобы ситуация изменилась, мы должны коренным образом поменять подходы к воспитанию наших детей: будущих судей, адвокатов, учителей, врачей, политиков и т. д. Но пока все меняется только в еще худшую сторону.
А что касается деятельности конкретных судей, я Вам ответить на этот вопрос не могу, так как у меня нет среди них ни друзей, ни знакомых.
Татьяна ГОРЯЧЕВА
Комментарии:
нет комментариев