Вопросы священнику Олегу Николаеву, настоятелю храма во имя СвятойТроицы, президенту благотворительного фонда «Благовест» можно задать по телефонам редакции в течение недели: 7-36-67 или 7-06-67, а также прислать SMS с вопросом на номер: (067) 427-84-92.
— Есть ли различие между Заповедью Божьей и духовным Законом?
— Каждый человек является существом двухсоставным: материальным (телесным) и духовным. Поэтому, когда Господь творит наш мир, Он, несомненно, устанавливает в нем не только физические, но и духовные законы. Самой главной духовной аксиомой является закон Любви, ведь даже сам Бог — «есть любовь». Всякое искажение, попрание любви приводит ко греху, к искривлению нашей жизни. Вне любви — нет истинной жизни, а только смерть, адская мука и пустота.
Заповеди есть не что иное, как попытка словесно выразить смысл духовных законов. При этом необходимо помнить, что христианские заповеди – это не властные повеления Бога, не законы кармы, а призывы, советы человеку, желающему достичь единения со своим Творцом. Смысл всех заповедей опять же сводится к любви: первые четыре из них говорят о любви человека к Богу, а следующие шесть о любви человека к человеку. У каждого из нас от самого рождения есть внутренний закон, который позволяет нам в течение всей жизни распознавать, определять и отделять добро от зла. Этот внутренний эталон называется совестью. Именно совесть подсказывает человеку даже не верующему, не знакомому с заповедями Божьими, когда и в чем он нарушает законы духовной жизни, пренебрегать которыми также опасно, как и законами природы.
— Почему митрополит Киевский Владимир будет освящать только один храм в Бердянске, именно Ваш?
— Потому, что в Бердянске нет больше ни одного вновь построенного храма, полностью готового к освящению по архиерейскому чину. Думаю, что в наш храм не стыдно пригласить Предстоятеля Церкви. Пять лет назад, когда строительство только начиналось, по совету и протекции моего старого друга, священника, живущего в Италии, мы обратились за экспертной оценкой проекта к одному из лучших специалистов в области храмового зодчества — декану факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва) протоиерею Александру Салтыкову. Отец Александр — прямой потомок известного рода Салтыковых, член Союза художников России, большую часть своей жизни посвятил изучению древне-русского и византийского искусства. Даже сегодня, несмотря на солидный возраст (в следующем году батюшке исполнится 70) он остается старшим научным сотрудником Музея имени Андрея Рублева.
Отец Александр внимательно просмотрел весь проект, фотографии, запечатлевшие начало кладки стен и с воодушевлением сказал: «Вы знаете, я давно не видел такого хорошего проекта! Помоги Вам Господи воплотить его в жизнь»!
Слава Богу, храм построен! И сегодня не только все наши прихожане, но и многие жители города, искренне восхищающиеся внешней и внутренней красотой храма; наши единомышленники — бизнесмены и политики из Киева и Москвы, помогавшие строительству; наши друзья и молитвенники — священники из России, Украины, США, Италии, Иерусалима — все мы с нетерпением ждем его освящения.
— Надо или не надо любить своих врагов? Однозначного ответа в Библии нет.
— Как известно, Библия состоит из двух главных частей — Ветхого и Нового Заветов. Бывает, что по одним и тем же аспектам ветхозаветные и новозаветные определения разнятся диаметрально. Как же тогда понять, где истина? Понять очень просто. При решении спорных вопросов христианин всегда должен делать выбор в пользу написанного в Новом завете. И если Завет Ветхий предписывает воздавать злом за зло, то Христос в Евангелии не дает нам никаких оснований так думать: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Мф.5, 38,39).
По этому вопросу в Новом Завете нет двух мнений: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 44-48).
— Может ли быть оправдано убийство? Что об этом пишут святые отцы? Я знаю, что есть священники, которые сами убивали.
Намеренное убийство не может быть оправдано никакими, даже, на первый взгляд, благовидными предлогами. Жизнь человека — великая ценность, подаренная Богом. И никто не в праве отнимать ее у другого. Желая недвусмысленно и четко донести эту мысль до людей, Господь дает нам заповедь: «Не убий»!
Святые отцы Церкви никогда и ничего не писали в оправдание убийств, совершенных по криминальным мотивам. Некоторое отличие от явных преступлений, составляют убийства, совершенные в результате оборонительных, защитных действий. Например, когда отец или мать защищают своих детей, или один человек спасает другого, от истязающих его хулиганов. Хотя, даже в этом случае, бывает очень трудно определить степень необходимой обороны, а тем более, степень вины или невиновности человека, совершившего непреднамеренное убийство. Это очень сложные вопросы, не только для христианского сознания, но и для светского суда, который при вынесении вердикта не учитывает многих внутренних, душевных и духовных факторов, а руководствуется, преимущественно, «буквой закона».
Нужно сказать, что особую категорию составляют убийства, совершенные на войне. Об этом достаточно много писали Святые отцы во все времена.
Они указывали, что убийства врагов, совершаемые воинами в бою, а также убийства преступников, оказывающих сопротивление сотрудниками правоохранительных органов (а в древности эту обязанность также исполняли воины), не вменяются в грех убийства.
Святитель Афанасий Великий в «Послании к монаху Амуну», выражает мнение, которое было утверждено как общецерковное на VI и VII Вселенских Соборах: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах». Святитель Иоанн Златоуст призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам на войне: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, не творили даже и молитв... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».
Но не все святые были единодушны в этом вопросе. Так, святитель Василий Великий в 13-м правиле пишет: «Убиение на войне отцы наши не вменяли за убийство, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо было бы посоветовать, чтобы они (воины – прим. автора), как имеющие нечистые руки, три года воздержались от приобщения Святых Таин». О том же говорит преподобный Исидор Пелусиот. Но мнения этих святых в истории Церкви никогда не принимались к действию, а носили чисто рекомендательный характер. Стоит упомянуть, что на Руси был благочестивый обычай вернувшимся с войны какое-то время жить в монастыре в качестве трудников, чтобы там привести свое душевное настроение в порядок. Подводя итог, можно с большой достоверностью утверждать, что, по мнению большинства православных святых, убийство, совершенное на освободительной войне, не считается грехом.
Что же касается священнослужителей, то церковные каноны строго предписывают лишать сана за любое убийство, даже за совершенное не намеренно или по неосторожности. Также и тот, кто в своей жизни совершил убийство, не может принять священный сан, не может стать священником. В данном случае, соборный разум Церкви исходит из того, что священнослужитель должен являть в своей жизни идеальное исполнение заповеди «не убий». Поэтому, телевизионный персонаж, главный герой сериала «Штрафбат» — священник, воюющий плечом к плечу с солдатами Красной Армии, является художественным вымыслом авторов сериала.
Таким образом, если где-то на местах в нарушение канонов все же совершают рукоположения бывших убийц или уголовных преступников, то это личная вина тех, кто сознательно допускает подобное беззаконие. Рукоположение ранее судимых является соблазном для людей, и оно ни в коем случае не должно допускаться. Об этой проблеме говорил святейший патриарх Алексий II: «Считаю важным напомнить о недопустимости посвящения бывших заключенных в священный сан. Проявляя к ним милосердие, мы не должны нарушать каноны Церкви, согласно которым человек не может входить в клир, не имея доброго свидетельства «от внешних» (1 Тим. 3, 7)».
Татьяна ГОРЯЧЕВА
Комментарии:
нет комментариев