— Объясните, пожалуйста, смысл выражения: «тринитарный образ бытия».
— Очень сложно объяснять смысл фраз, «вырванных» из контекста. «Тринитарный», значит – тройственный, по образу Святой Троицы. Если данное выражение относится к описанию Бога, то, речь идет о том, что Бог является Единым Трехипостасным существом. Имена Божественных Ипостасей: Отец, Сын и Дух Святой.
Если же речь идет о человеке, то данное выражение подразумевает, что человек, созданный «по образу и подобию» Бога, в своем бытие также являет тройственность своей сущности, которая включает дух, душу и тело.
— Что нужно говорить перед вкушением просфоры?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос Вы можете найти в православном молитвослове. В каждом из них Вы сможете найти молитву, которая читается перед вкушением просфоры. Приобрести недорогой молитвослов сегодня можно в любом храме города.
— Есть ли какие-то запреты на изображение ликов святых? Например, допустимо ли их изображение на монетах, которые сегодня продают банки?
— Не всякое изображение святого можно назвать ликом или иконой. Очень важно знать, что икона это не картина, которую каждый волен писать, как ему угодно. Икону можно сравнить с окном, открывающимся в «горний», Божественный мир. А все, что находится в том мире, являет нам всецелую святость, преображенную сущность людей. Поэтому даже терминология, описывающая иконографические образы, кардинально отличается от той, что принята в светском живописном искусстве (например, «лицо» в светской живописи становится на иконе «ликом»). Само собой это относится и к символике иконы, на которой нет, и не может быть произвольных деталей и бесполезных предметов. Каждая черточка на иконе, каждый штрих несет в себе определенную смысловую «нагрузку». По меткому слову князя Е. Н. Трубецкого, древняя православная икона – это «богословие в красках». А значит, вольность при написании иконы недопустима. Еще на ранних этапах становления христианской изографии вырабатывается четкий «канон», то есть правила написания икон.
К сожалению, этот традиционный, древний, высокодуховный стиль иконографии, постепенно вытеснялся из наших храмов, и необоснованно заменялся, так называемым, «реалистичным» стилем. Со временем, реалистичный стиль стал заменяться просто «лубочным» ширпотребом. А иконописцы незаметно превратились в «богомазов». Такое меткое название дал им сам народ. Начало этому печальному процессу положил Петр I, тяготевший ко всему западному. Длительное влияние католического и протестантского богословия не прошло даром. Сегодня основное число православных храмов украшаются, в лучшем случае, реалистическими иконами, более похожими на мирские картины. Эта длительная западная «прививка» в иконографии привела к потере «иконографического вкуса», большинством православных христиан. В сознании наших современников, именно упрощенная светская живопись, почти целиком заполнившая наши храмы, признается за эталон, тогда как исконная, древняя, богословски и художественно безупречная, воспринимается, как чуждая и непонятная.
В нашем храме почти все иконы написаны в византийском или древнерусском стиле, причем, мы заказывали их лучшим иконописцам из России и Украины, настоящим мастерам и экспертам в этих вопросах. Не проходит и дня, чтобы дежурным в храме не задавали бы недоуменных вопросов по поводу икон. Самый яркий случай произошел около двух месяцев назад. Одна из посетительниц, обойдя весь храм и осмотрев все священные изображения, на выходе задала вопрос: «Скажите, а когда в вашем храме будут настоящие иконы?»
Что же касается нанесения священных изображений на монеты, то такая практика действительно была распространена еще в древности. Чаще всего это были изображения Христа. Самые ранние образцы таких монет датируются временем правления императора Юстиниана II (начало VIII века).
На всех золотых, а также на памятных серебряных монетах использовался в качестве типа лицевой стороны образ Христа в сопровождении надписи на латинском языке: «Иисус Христос царь царей». Изображение императора, стоящего в полный рост с длинным крестом в правой руке, помещалось на оборотную сторону и сопровождалось надписью: «Государь Юстиниан, слуга Христа».
Краткий обзор более поздней нумизматической иконографии Византии, дает нам представление о том, как имперская идея все более проникалась христианским чувством, как в соответствии с этим в течение веков менялся образ власти на монетах Византии, все более и более сакрализуясь, и демонстрируя свою близость к христианству.
Теперешние попытки помещать на монетах или бумажных деньгах изображения святых (которые нельзя классифицировать, как иконографические), носят, скорее всего, сугубо исторический характер, поэтому вполне допустимы.
Татьяна ГОРЯЧЕВА
Комментарии:
нет комментариев