Слыхали, одна из крупнейших британских сетей, торгующих одеждой, — ASDA — заявила о том, что гарантийный срок возврата товара теперь будет 100 дней. В Украине такой срок, оговоренный законом, — 14 дней, если есть чек, упаковка и т.д. В пять раз меньше. И это только половина шока. По новым правилам ASDA, вернуть вещь и получить за нее все деньги назад можно будет, если вещь уже носили и даже стирали.
По мнению руководства ASDA, покупатель имеет право на приобретение качественной вещи за свои деньги, а продавец должен ручаться за качество даже после нескольких стирок. 100 дней, на минуточку, — это три месяца, фактически сезон. То есть, если размышлять по-нашему, — почти коммунизм: поносил, постирал и отдал назад :)
Думается, у нас ASDA очень быстро обанкротилась бы. Или это я один так плохо о нас всех думаю? По крайней мере, стоящий у входа в редакцию стенд с прошлыми номерами газеты после некоторых посетителей пустеет очень даже быстро. Или они берут на всех соседей сразу? :)
Но есть и хорошие новости для страны, где воруют все подряд: от бюджетных денег до колпаков колесных дисков и авторучек. Как минимум 87% ваших покупателей будут вести себя добросовестно, если верить американцу Полу Фельдману. Его история описана в книге «Фрикономика» экономиста Стивена Левитта и журналиста Стивена Дабнера. Бизнес Пола простой, как мычание: каждое утро его фирма развозит свежие пончики и пустые банки для мелочи в сотни американских офисов. Каждый вечер забирает из офисов остатки пончиков и банки с деньгами, которые люди туда положили в обмен на бублики. Все знают, сколько стоит пончик, но никто не контролирует, сколько ты положил. Опять коммунизм, шоб он долго жил? :)
За почти тридцать лет Фельдман собрал очень интересную статистику. Выяснилось, например, что в больших офисах платят менее добросовестно, чем в маленьких, что перед Рождеством платят хуже, чем перед Днем благодарения, а после теракта 9/11 кражи бубликов уменьшились на 15%.
Но самое же главное — на что, вероятно, Фельдман и рассчитывал, основывая свой бизнес, — люди, в большинстве своем, добросовестны и порядочны, и в среднем 87% из них будут платить за бублики.
Фельдман — пример нового принципа торговли, основанного на сознательности потребителя, который называется pay what you want — «заплати сколько хочешь». Так работают, например, сайты, размещающие продукты интеллектуальной собственности: книги, музыку, рисунки и фотографии. Именно таким образом в Сети появился альбом Бориса Гребенщикова «Лошадь белая». В свое время говорили об американском кафе SAME, которое первым разрешило посетителям платить за еду столько, сколько они считали нужным. Теперь таких много.
Авторы «Фрикономики» Левитт и Дабнер, комментируя историю Пола Фельдмана с его пончиками, приводят слова экономиста Адама Смита, того самого, которого читал Онегин «и был глубокий эконом»: «Каким бы эгоистом ни казался человек, в его природе заложена заинтересованность в судьбе других и что-то, что делает счастье других необходимым для человека. При этом он не получает от этого ничего, кроме внутреннего удовлетворения». XIX век, а как актуально!
Иными словами, у большинства из рода человеческого есть совесть, даже когда нас никто не видит. Может, чем меньше «обязаловки», запретов и ограничений, тем мы больше нам дают возможность поступать по-человечески? Власти, ау, вы об этом знаете?
Сергей БЕЛОУСОВ
Комментарии:
нет комментариев