Закончился весенний призыв. Поговаривают, что достигшие призывного возраста украинцы думать забыли об «откосе» от армии — сами просятся на все готовое от кризиса подальше. Есть ли ажиотаж среди новобранцев и почем сейчас «забриться в солдаты», «Деловой» узнавал у сотрудников бердянского горвоенкомата.
Под ружье — за харч и крышу
О спросе на военную службу мне рассказала знакомая. Ее сын сегодня в рядах украинской армии, до призыва успешно получил диплом юриста, но применить на «гражданке» полученные знания так и не смог. В итоге посткризисной неопределенности парень предпочел воинскую службу, которая традиционно обязательна для трудоустройства в силовые и не только ведомства. Впрочем, ничего необычного здесь нет: еще в застойные времена «союза» эта категория «срочников» держалась особняком, воспринимая армию как первую ступеньку в карьерной лестнице. А вот чтобы проситься в армию от «безнадеги», ради похлебки, «стипендии» в 151 грн. и солдатского одеяла — за обороноспособность рубежей некоторым становится страшно. Совсем другого мнения бердянский военный комиссар Сергей Волков.
— Тенденция сейчас очень хорошая — у нас есть выбор, и мы немного возвращаемся к советским временам.
По словам Сергея Станиславовича, как всегда, среди новобранцев есть как патриоты, так и уклонисты.
— Бывают такие экземпляры, которые не хотят служить в армии, — не скрывает военком. — Кто не хочет служить — он и не будет. И не надо тут какие-то деньги предлагать, достаточно естественного отбора.
Таких не берут в космонавты
По данным военкома, ежегодно под призыв в военкомате попадает около 3 000 потенциальных защитников Родины. Отбрасывая обладателей отсрочек, судимостей и «альтернативщиков», в остатке получаем около 900 «штыков». Но даже при таком запасе отбирать тяжело — «плывут» в основном на здоровье. После всесторонней двухмесячной проверки и отбраковки в апреле-мае служить ушли 125 здоровых призывников.
— В армию берем только «космонавтов», — улыбается Сергей Станиславович. Так работники военкомата называют призывников с идеальным здоровьем.
У половины выпускников школ медкомиссия выявляет сколиоз, их физическая подготовка ниже среднего. С теми, кто прошел фильтрацию медиков, но заявляет о нежелании служить, проводится тестирование и работают психологи. Последнее слово за «покупателями» — представителями воинских частей, первый вопрос которых — хочешь ли ты служить? Знакомя кандидатов с условиями службы, никто не рисует им «розовое» будущее — наоборот, краски сгущают, проверяя юношу на психологическую прочность и готовность преодолеть обещанные уставом «тяготы и лишения». Перевыполнять план по призыву, по словам бердянского военкома, давно не модно.
— Чтобы выполнить наряд Генерального штаба — накануне призыва неизбежны «естественные потери» в виде травм и болезней призывников — мы обычно подаем лишних людей, и на последних отправках их всегда возвращают.
Показателем работы военного комиссариата по срочникам является количество возвратов призывников, «забракованных» в частях. В Бердянске гордятся их отсутствием.
Кому это надо?
Как рассказал главный специалист БОГВК Николай Мироненко, большинство призывников — законопослушные граждане, к воинскому долгу относящиеся по принципу «призовут — пойду служить». Традиционно наиболее подготовленные юноши просятся в десант на флот. Всегда находится работа и продвинутым пользователям ПК — везде есть штаб, узел связи. В цене у «покупателей» по-прежнему водители категории «С» со стажем, художники, чертежники, парикмахеры и сапожники. Зато не у дел теперь повара — система продовольственного обеспечения военнослужащих в частных «гражданских» руках. По словам Николая Николаевича, первая зарплата солдата — 151 грн.
Среди причин, побуждающих вчерашних школьников проситься в армию, лидирует кризис, «съевший» рабочие места. Еще одним мотивом, по мнению Волкова, является желание сделать карьеру в госорганах, в том числе силовых, где еще существует социальная защита.
— Даже крупные фирмы и заводы — морпорт и «АЗМОЛ» — предпочитают трудоустраивать отслуживших — у них более устойчивое сознание, — говорит военком.
Нам не удалось разыскать людей, готовых платить за то, чтобы оказаться в армии, а не откосить от нее, как это происходит в Узбекистане, где в армию берут за взятки. Но тенденция к тому, чтобы через год-два не удивиться такой новости, — налицо. И тогда на смену множеству сайтам в Интернете, советующим, как «откосить» от армии, появится не меньшее — подсказывающих, какими ходами туда попасть.
Алексей ДУДАРЕВ
Комментарии:
нет комментариев