Новогодние праздники уже прошли. Похмелье от праздников (у кого оно было) тоже прошло. Похмелье от выборов ещё не наступило. Самое время поговорить о чём-то вне политики, например, о вредных привычках. Ни для кого не секрет, что во времена Союза почти одну треть доходной части государственного бюджета страны составлял доход от продажи алкогольных напитков и табака. Строгая государственная монополия на продажу, борьба с самогоноварением, а главное, цены не давали малейшей лазейки попаданию на рынок торговли фальсификату, к которому мы так привыкли за годы «рыночных отношений». Посчитать сколько раз с «заботой» о своих гражданах в Верховной Раде принимались решения о повышении цен на алкоголь и табак, уже, наверное, будет не под силу и счётной комиссии. Кто спорит? Действительно, и курить, и злоупотреблять алкоголем — вредно. С курением проще. Не курит в семье никто, сигареты не покупаются, сколько бы они ни стоили. Но даже семье, в которой никто не пьёт, несколько раз в году приходится наведываться в винно-водочный отдел магазина. И главе такого непьющего семейства, покупающему спиртные напитки на Новый год, дни рождения и т.д. (список у каждой семьи свой) по большому счету всё равно: выложить за бутылку 10 или 20 гривен. Ведь делает он такие покупки даже не каждый месяц, и для семейного бюджета это не слишком заметная потеря, однако и в казну государства денежных поступлений от таких покупателей практически нет.
Вернёмся к нашей Верховной Раде, где столь единодушно депутаты раз в полгода уже традиционно поднимают цены на алкоголь и табак. Все повышения цен якобы вызваны только горячим желанием слуг народа добиться, чтобы этот самый народ покупал исключительно качественную продукцию. Примером может послужить наиболее часто покупаемый продукт — водка. За последнее время цена на неё поднялась в четыре (!) раза. Стало быть, качество столь любимого народом напитка повысилось в те же четыре раза и должно соответствовать лучшим международным брендам, вроде финского «Абсолюта». Ну, насчет «Абсолюта» — это вряд ли, а вот то, что среди ваших знакомых наверняка найдется кто-нибудь, купивший в магазине (а не у бабушки с рук) явную дрянь, хорошо, если не отраву, — это факт. Значит, нужно искать другую причину такого единодушия наших депутатов. И ответ, как говорится, лежит на поверхности. Каждое повышение цен на алкоголь вызывает увеличение в разы производимого фальсификата. Где вы ещё можете привести пример получения 200-300% прибыли? А фальсификат водки этот процент даёт. Каждая купленная у бабушки бутылка — это не поступившие в казну деньги, а от бабушки они идут по цепочке и конец этой цепочки?.. Да-да, вы правильно подумали. Ну, не в гараже-то, в самом деле, где спирт разводится водой из-под крана и разливается по бутылкам, конец цепочки.
Когда-нибудь, в светлом будущем, нам обещают покончить с коррупцией в высших эшелонах власти и, может быть, даже с мощным лобби индустрии поддельного алкоголя. А пока.... Не будет преувеличением сказать, что каждая вторая бутылка водки покупается сейчас отнюдь не в супермаркете. Да хотя бы и в «маркете», то бишь, в магазине. Гораздо эффективней не линия разлива в гараже, а когда ликероводочный завод в первую смену работает на государство, а во вторую — на дядю, с нарушением технологии, лишь бы побольше и подешевле. И эта левая продукция благополучно оклеивается акцизными марками и попадает на прилавки магазинов. Все более или менее честные проверки торговых точек, в редчайших случаях ставшие достоянием гласности, выявляют до 50% фальсифицированной алкогольной продукции. А наши, впавшие в раж «слуги народа», вскоре примут поправку к закону, по которой 0,5л 40% должны стоить не менее 50 гривен. Как вы думаете, насколько вырастут доходы от такой акции у государства и у некоторых заинтересованных частных лиц? Пожалуй, «доходы государства» можно смело опустить.
«Вот тоже, нашёл тему! — слышу возмущённые голоса. — Да не покупай, если не нравится!» В конце концов, водка — не хлеб. Можно и не покупать. Но... Во-первых: за державу обидно, во-вторых: есть и будут случаи, когда без спиртного, увы, не обойтись. «Сухой закон» доказал свою бессмысленность и вред, наносимый как государству, так и отдельным гражданам. Так и «борьба» с фальсификатом посредством повышения цен — такой же, если не худший, идиотизм. Хотя заинтересованные лица, получающие от торговли фальсификатом сверхприбыли, разумеется, идиотизмом это не считают.
В.ШИМАНОВИЧ
Комментарии:
нет комментариев