Пушечное ядро, вмурованное в стену дома №29 по улице Ульяновых, пушка с сожженного на рейде Бердянска парохода «Боец», что стоит сейчас на гранитном постаменте возле школы №2, экспонаты наших городских музеев — немые свидетели военного лихолетья полуторавековой давности — очень далеких уже 1853-1856 годов.
В ту давнюю Крымскую (Восточную) войну Российской империи за Босфор с Дарданеллами с объединенными войсками Англии, Франции и Турции (а также Сардинского королевства и… США) довелось нашему приморскому Бердянску пережить и жестокие орудийные бомбардировки, разрушения, пожары и высадку десанта экспедиционного морского корпуса союзнических войск Англии, Франции и Турции...
Активные военные действия развернулись на нашем Азовском берегу через полтора года после начала войны, — весной 1855 года.
На исходе весны того сурового военного года «Для экспедиции в восточную часть Крыма и на азовское побережье были назначены эскадры: 1) французская, под начальством адмирала Брюа, состоявшая из 3-х линейных кораблей, 7-ми фрегатов, 7-ми корветов, и проч., вообще же из 24-х паровых судов; 2) английская, под начальством адмирала Лайонса, из 6-ти линейных и 27-ми паровых судов меньшей величины. Союзные войска, назначенные для высадки, под общим начальством английского генерала Броуна, состояли из французской дивизии генерала д'Отмара, в числе 7-ми тыс. человек с 18-ю орудиями, английской бригады Камерона с 6-ю орудиями и полуэскадроном гусар, всего в числе 3-х тысяч человек, и турецкого отряда Решид-паши, в числе до 5-ти тысяч человек»…
После бездарной обороны Керчи и её падения «Контр-адмирал Вульф уходил на всех парах (к Бердянску — прим.), спасая остатки своей флотилии. Транспорты были уже им затоплены, у него оставалось только три парохода и паровая шхуна «Аргонавт». Шхуна отставала от пароходов, и первый же неприятельский пароход, вышедший на керченский рейд, бросился за ней в погоню, открыв стрельбу. Преследование продолжалось, пока еникальские батареи не вступили в перестрелку с пароходом, союзников.
Под прикрытием их огня Вульф выбрался в Азовское море, направившись к Бердянску. Уничтожив большую часть керченской эскадры, он спас, таким образом, четыре судна. Увы, ненадолго!.. На другой день он подошел к Бердянску, а на третий [3-го (15-го)] к тому же Бердянску подходила союзная флотилия, вступать в бой, с которой значило бы... погубить напрасно команды судов. Ввести пароходы в устье Дона было невозможно, и Вульф вынужден был остаться адмиралом без эскадры: все три парохода — «Колхида», «Молодец» и «Боец», — как и шхуна «Аргонавт», были сожжены, машины их взорваны, орудия сброшены в море...... Генерал Броун, не преследуя слишком отдаленных целей, вроде окружения слабых сил Врангеля или оккупации всего Керченского полуострова, и заняв пехоту своего корпуса устройством укреплений около Керчи, послал легкие мелкосидящие суда с немногочисленным десантным отрядом в Азовское море громить прибрежные города и истреблять каботажный флот.
Первый город (на Азовском побережье — прим.), подвергшийся нападению эскадры интервентов, был Бердянск. Однако сожжение Вульфом как раз перед приходом союзного флота трех русских пароходов и шхуны уже произвело достаточно сильное впечатление на бердянцев, и они единодушно бросили свой город, и ушли, как сделали незадолго перед тем керчане». (С.Н. Сергеев-Ценский. «Севастопольская страда»)
15-го (27 — го) мая 1855 года эскадра союзников, состоящая из 20 пароходов и множества мелких судов, подошла к Бердянску.
…«У частных экспортеров скопилось тут около трехсот тысяч пудов пшеницы; эти запасы были сожжены интервентами, и все лодки, большие и малые, не исключая и рыбацких, уничтожены», — написал о тех трагических в истории нашего города днях С.Н. Сергеев-Ценский своей знаменитой эпопее «Севастопольская страда».
А в историческом исследовании М.И Богдановича: «Союзные адмиралы, войдя в Азовское море, выслали 20 небольших пароходов и множество легких судов к Бердянску, 15 (27-го) мая, и не найдя там войск, сожгли без сопротивления магазины с 40 тысячами четвертей пшеницы и истребили все суда, не пощадив и рыбацких лодок…
…В начале (в половине) июля, снова появилась у северных берегов Азовского моря неприятельская эскадра. 3-го (15-го), двенадцать пароходов открыли довольно сильную канонаду по Бердянску. Затем — неприятель бомбардировал несколько приморских селений, а 5-го (17-го) июля покушался на высадки у Бердянска и у селения Глафировки на Ейском лимане, но был отражен казаками, успев зажечь только несколько строений и хлебных амбаров»… (Восточная война 1853- 1856 годов. Сочинения М.И. Богдановича. Глава XXX. Экспедиция Союзников в восточную часть Крыма)
«5(17) — 11(23) июля вражеская эскадра из 12 кораблей вновь подошла к Бердянску, и со всех орудий открыла сильную стрельбу по казацким разъездам, по городу, особенно по верхней его части, припуская, что там расположены военные части. До 11 июля враг стоял на рейде и обстреливал город. Стрельба из пароходов неприятеля стала причиной больших пожаров в Бердянске. В огне горели продовольственные магазины, склады, дома, судна и рыболовецкие лодки, которые стояли возле пристаней, союзниками была сделана попытка высадить десант и поджечь город, но умело организованная казаками—азовцами оборона Бердянска, вынудила врага отказаться от этих действий и отойти от берега. Однако попытки врага высадить десанты заканчивались поражениями — они успешно откидывались азовскими казаками в море», — так докладывал Таврическому губернатору начальник города и порта генерал-майор Черняев Михаил Никитич** о военных действиях в Бердянске…
Вечером 11(23) июля 1855 года англо-французская эскадра покинула рейд Бердянска, обогнула Бердянскую Косу и ушла в направлении станицы Петровской Азовского казачьего войска. 12 июля враг стал на рейде морской крепости Святого Петра. Командование англо — французской эскадры, учитывая численное преимущество в силе и в вооружении, потребовало от защитников — казаков-азовцев Петровского посада сдаться без боя. Казаки отказались это сделать, и тогда неприятель, обстреляв Петровский посад, подготовил многочисленный десант к высадке. От пароходов отошло 100 лодок. Но к берегу они так и не добрались, — азовцы скинули вражеский десант назад в море и вынудили эскадру покинуть бердянские территориальные воды…
Примечания
В Синопском сражении отличился начальник города и порта Бердянск с 1863 года по 1876год (целых тринадцать лет!) князь Максутов Павел Петрович. В Синопском сражении 18(30).XI.1853г. он находился на эскадренном линейном корабле «Париж» в должности флаг-офицера у контр адмирала Новосильского. За Синоп князь П.П.Максутов был произведен в капитан-лейтенанты, получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом и годовой оклад жалованья. В дни героической обороны Севастополя капитан-лейтенант Максутов проявил храбрость и героизм, был несколько раз ранен. За свои подвиги награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени с бантом и золотым оружием с надписью «За храбрость». Ему было высочайше разрешено вследствие полученных ранений носить шляпу и ходить с тростью. В годы службы Павла Петровича в Бердянске в должности начальника города и порта завершилось строительство волнолома в морском порту, который был принят специальной комиссией 24.III.1869 года. А в памятной книге Таврической губернии в 1867 году можно было прочитать: «Теперь уже нет сомнения, что для всего Азовского побережья Бердянский порт будет тем, что Одесса для черноморских берегов». В городе в 1872 году появилась мужская классическая гимназия, для которой было построено за два последних года службы Павла Петровича в Бердянске (1874- 1876) роскошное помещение за сто тридцать тысяч рублей серебром. Вскоре в этом здании под председательством известного российского педагога барона Корфа Николая Александровича состоялся съезд учителей Российской империи. В наши дни это — центральный корпус Бердянского государственного педагогического университета. Кроме того, в городе появились девичья прогимназия, 4 народных училища для мальчиков и бесплатное училище для девочек. Все учебные заведения и их питомцы были постоянной заботой князя. Более 1000 детей города учились в школах! Некоторых питомцев-сирот князь опекал лично. Затем, начальником города и порта Бердянск в 1876 году стал капитан 1-го ранга, защитник Севастополя в Крымской (Восточной) войне, кавалер многих боевых наград Шмидт Петр Петрович(1827-1888) — отец лейтенанта П.П.Шмидта.
К сожалению, бердянцы совершенно забыли о вкладе князя Максутова в развитие и процветание нашего города у моря. Мало того, — многие дела его и свершения другим руководителям приписали …
Валерий КРАВЧЕНКО
Комментарии:
нет комментариев