Нехватку медработников Украина испытывает уже давно, и Бердянск не является исключением. О причинах, заставляющих медиков снимать белый халат, о способах выживания врачей, о кадровых перспективах бердянской медицины, узнавали журналисты «Делового».
Травматолог Андрей Онищенко приехал в Бердянск из Херсонской области после интернатуры пять лет назад вместе с женой — детским окулистом. Семью молодых специалистов сразу поставили перед фактом, что жилищная проблема ложится на их плечи. Снимать квартиру, при зарплате молодого врача 1 150 грн. в месяц, нереально, ведь нужно еще на что-то жить. Семья Онищенко нашла выход, поселившись у родственников жены. Андрей Говорит, что знает несколько семей молодых врачей, которые тоже живут у родственников. Еще несколько семей снимают квартиры – им помогают родители. Причем, на летний сезон стоимость такого жилья возрастает.
– А половина моего выпуска, — рассказал газете Андрей Владимирович, — просто ушла из медицины. Кто устроился медицинским представителем в какую-то фирму, кто открыл свой бизнес, а кто и вовсе сменил профессию на не связанную с медициной.
Главные причины, по которым медики уходят из медицины, по словам Андрея Онищенко, это отсутствие жилья и низкая оплата труда при больших нагрузках. Чтобы выжить травматолог вынужден работать не только врачом в травматологическом отделении, но и подрабатывать в травмпункте и поликлинике.
В медучреждениях Бердянска не хватает 30% квалифицированных медиков: по данным заведующего горздравотделом Юрия Киссы, для качественного обслуживания населения к 350 штатным врачам должны добавиться еще около 100 специалистов. Тяжелее всего ощущается нехватка участковых педиатров и терапевтов, не хватает кардиологов, невропатологов, травматологов и других узких специалистов. На работающих врачей падает увеличенная нагрузка, и, учитывая почтенный возраст многих из них, это не может не сказываться на качестве лечения пациентов. А что же будет в следующем десятилетии?
На передовой — пенсионеры
– Надо активнее проводить смену поколений: не может человек еще 20 лет после пенсии работать с полной отдачей, — убежден Юрий Кисса.
Как сообщил Юрий Валентинович, доля врачей пенсионного возраста составляет около 35% от всех практикующих специалистов, и по его опасениям, если ситуацию переломить не удастся, уже через пять-шесть лет медучреждения столкнутся с еще более острой проблемой нехватки кадров. Экономическая ситуация побуждает многих ветеранов медицины держаться за кресло даже по наступлению пенсионного возраста, потому они не спешат делиться опытом и готовить смену.
– Вместе с тем ежегодно по поводу трудоустройства обращаются до 25 выпускников медколледжа со специальностью фельдшер и медсестра, и большинству мы отказываем, – признается Юрий Кисса. — Как раз в среднем звене, наиболее укомплектованном, пенсионеров около 50%.
В горбольнице, по словам главного врача Олега Левченко, при ее укомплектованности врачами на 76% ощущается дефицит как по количественным, так и по качественным показателям: остро необходимы участковые, анестезиологи и врачи интенсивной терапии.
– Многие из тех, кто в строю, обременены болезнями, а подчас работают, несмотря на глубоко запенсионный возраст, — признается главврач.
Здоровье врачей среди прочих факторов сильно подрывает суточное дежурство – по словам Олега Левченко, много хирургов заработали язву, болезни сердца и прочие хронические заболевания именно на переработках.
Как рассказал заместитель главврача горбольницы по поликлинике Сергей Швецов, поликлиника укомплектована участковыми терапевтами на 50%, половина из этой половины — люди, возраст которых перевалил за пенсионный.
– И что мы будем делать, когда они уйдут, — признается Сергей Анатольевич, — неизвестно. На смену им прийти некому, маленькая зарплата и очень большая ответственность. А молодежь нынче хочет ни за что не отвечать, и много зарабатывать. Одной из главных причин является также отсутствие жилья. Без жилья трудно привлечь в Бердянск специалистов, ведь город у нас не дешевый.
Больные хотят лечиться у молодых
67-летняя Татьяна Владимировна, вынужденная часто посещать врачей по состоянию здоровья, заметила, что практически все медики, у которых она лечится — это старые специалисты околопенсионного возраста.
– Я уважаю их опыт, — говорит Татьяна Владимировна, — но, все же, молодой врач всегда приходит с какими-то новыми методиками, у него свежий взгляд, молодые вселяют больше надежды.
Нехватка специалистов создает и такую проблему, как очереди.
– Очереди большие, к врачам-специалистам попасть можно только по записи. — Говорит 32-летняя Мария, мать двоих детей, часто посещающая детскую поликлинику. — У нас бабушка-педиатр, ей на вид лет 100. Спросит, что болит, какое лекарство пьете, головой покивает, мол, все правильно, и отправит домой. И зачем, спрашивается такой врач, если я сама фактически и диагноз ставлю, и лечение назначаю?
28-летний Виктор, недавно проходивший лечение в хирургическом отделении горбольницы, заметил, что в числе хирургов наряду с опытными, работают и молодые врачи, однако, видимо из-за большой нагрузки медиков, больные испытывают порой дефицит внимания. Иногда больным приходится сутками ждать врача или медсестру, которые в это время заняты с другими пациентами.
Травматолог Онищенко, в свою очередь, уверен, что, при зарплате до 800 грн., медсестра выполняет, как правило, колоссальный объем работы, который не оправдывается такой маленькой суммой.
Остались самые преданные
Само по себе получение диплома врача не является гарантией беззаботного будущего – нередко молодые специалисты не выдерживают трудностей и меняют профессию. В перечне причин смены рода деятельности – целый комплекс социальных проблем, среди которых и отсутствие жилья, и маленькая зарплата выпускника медвуза, особенно на первых порах, и высокий уровень ответственности. По словам заведующего горздравотделом, стартовый заработок молодых специалистов составляет 950 грн., а средняя зарплата по отрасли — 1 300 грн. Чтобы заработать «на прокорм» — минимальные, по сегодняшним меркам 2-2.5 тыс. грн., врачу необходимо работать на двух ставках, хотя официально разрешено не более 1, 75. Альтернативы для бюджетников нет: открытие частной практики возможно только спустя пять лет работы и требует немалых вложений — лицензирования, стоимости аренды помещения. Поэтому многие молодые специалисты уходят в коммерцию, где становятся представителями фармацевтических фирм или продают медоборудование. В итоге, по словам Юрия Киссы, в профессии остались лишь преданные работе люди, которые переживают за выбранное дело. «Знаю, что в 80-е годы Бердянская больница была лучше, чем запорожские. Сюда из Запорожья приезжали учиться делать сложные операции. А сейчас такие времена: больница – учреждение не прибыльное… Не будет врачей – закроют или сократят до минимума. Будем ездить в Андреевскую ЦРБ», — грустно шутит Андрей Онищенко. Возразить этому черному юмору врача нечего.
Врачи уходят к частникам
– Не всем медикам подходят условия, в которых они вынуждены работать, как с точки зрения профессионального развития, так и системы вознаграждения за труд. — Говорит директор частной неотложной помощи «МедЭлита» Наталья Гаевская. — Кроме того, парадокс ситуации еще и в том, что уровень оплаты специалиста с высшим медицинским образованием и опытом работы стал практически равен уровню оплаты труда менее квалифицированного персонала. Это во многом демотивирует хороших специалистов, и они не задумываясь уходят работать в частные клиники либо уходят из медицины совсем.
Медработникам нужно постоянно учиться, — считает Наталья Гаевская, — повышать свой уровень знаний, читать, но для этого зачастую у врача нет ни условий, ни времени, ни средств. Как правило, у врача нет и стимулов для развития, поскольку зарплата его зависит от категории, а не от уровня знаний. Вот поэтому врачи уходят в частную медицину, где ценятся не только степени, категории, но и реальные знания, умения и навыки, позволяющие оказывать профессиональную помощь пациентам.
По словам Олега Левченко, качество медицинских услуг населению можно было бы существенно повысить, поощряя врачей-новаторов, имеющих тягу к пополнению багажа знаний и повышению мастерства.
– К сожалению сейчас механизма стимулирования персонала просто нет: в части самообразования все держится на личных качествах каждого медика.
Где выход?
Наименее востребованы в Бердянске фельдшеры: ими укомплектованы все 52 участка. В качестве локального решения проблемы Юрий Кисса предлагает активнее задействовать фельдшеров в оказании первичной медицинской помощи, тем самым, позволив врачам качественнее решать задачи своего уровня. По его мнению, врачи скорой помощи используются очень неэффективно: из десяти бригад четыре врачебных, всего это 16 человек, и вместо того, чтобы посылать на вызовы фельдшеров – своих главных помощников, врачи тратят драгоценное время на легкие случаи.
– А у нас почему-то при доезде скорой помощи в адрес за 10 минут и стопроцентной укомплектованности всех участков фельдшерами и средними медработниками на врачей вторичной медицинской помощи нагрузка колоссальнейшая.
Кардинальное решение нехватки кадров, по мнению заведующего горздравотделом, под силу только министрам.
– Надо увеличить соцзаказ на уровне государства – целенаправленно отправлять учиться бердянцев за счет государства и обязать выпускников отработать 10 лет, — убежден Юрий Валентинович.
Врач должен иметь социальное жилье
Отсутствие социального жилья для врачей — главная причина нехватки кадров в медицине, — убеждена директор КП «ТМО «Бердянская городская детская больница и роддом» Ирина Котляр.
Врачей-педиатров, по информации Ирины Анатольевны, в Бердянске не хватает катастрофически. Детская больница укомплектована врачами на 40%, отсюда большие нагрузки, работа по совместительству. И этот кадровый провал начался не сегодня.
Ирина Котляр считает, что предоставление социального жилья — это тот фактор, благодаря которому врачей можно заинтересовать работой в Бердянске.
– Молодые врачи нуждаются в жилье, — говорит Ирина Анатольевна, — и это обязательно должно быть социальное жилье.
Городские власти отдают, что могут
Как сообщила заместитель городского головы Оксана Невзорова, проблема нехватки врачей в коммунальных и государственных медицинских учреждениях касается не только Бердянска.
– Со своей стороны, городские власти в этой ситуации делают, что могут, чтобы удержать молодых врачей в наших больницах и поликлиниках. В частности, помещения в здании по ул.Баха, 42 передаются молодым врачам под жилье. Кроме того, мы ищем здание, которое должно быть передано врачам-интернам под общежитие.
Здание на Баха нуждается в серьезной реконструкции, но городские власти готовы навсегда отдать его молодым врачам безвозмездно при условии, что они сами сделают проект и проведут реконструкцию. В пристройке к многоэтажке в Колонии, где раньше была аптека, может разместиться, максимум, три квартиры. Андрей Онищенко, — один из трех «счастливчиков», которым предложили построить себе жилье, сказал газете, что проект и реконструкция, по подсчетам проектантов, обойдется каждой семье в сумму около 250 тыс. грн. «Это больше 30 тысяч долларов. За такие деньги можно купить квартиру в новостройке на Пролетарском», — говорит он. – Были бы они у меня, разве я бы не купил ее?»
При зарплате Андрея, без льготного кредитования или участия в какой-то другой форме инвестиционных программ, «потянуть» фактически полноценное строительство нереально.
Останется ли он в профессии или в Бердянске? Не знаем. У кого и где мы будем лечиться через 10-15 лет – тем более.
Алексей ДУДАРЕВ, Юрий ПЕРХУРОВ, Сергей БЕЛОУСОВ
Комментарии:
валера | 23.07 2015 в 17:14
золотые слова
кутепов | 23.11 2013 в 14:15
Так какая зарплата у врача всё-таки в Бердянске? Так и не понял! Коллеги, скажите хотя бы примерно, стоит к вам ехать или нет?
аноним | 08.02 2013 в 16:34
пусть некоторые тут не врут,я лично в течении 8-и месяцев ходила на прием к Киссе Ю.В. по поводу трудоустройства медсестрой-все время отпраляет прийдите тогда прийдите тогда,так что....
аноним | 08.02 2013 в 16:34
пусть некоторые тут не врут,я лично в течении 8-и месяцев ходила на прием к Киссе Ю.В. по поводу трудоустройства медсестрой-все время отпраляет прийдите тогда прийдите тогда,так что....