С некоторых пор пассажирам запорожских маршруток водители отказывают в просьбах остановиться в удобном для них месте. Многие маршрутчики усматривают в этих просьбах даже повод для определенного «юмора» – кто не видел издевательских табличек в маршрутках: «Остановок ЗДЕСЯ и ТУТА нет!» или «Если у вас есть 370 грн. – остановлю у киоска!»? Вопросом, насколько законны такие правила, задается корреспондент ПОЗИЦИИ.
Мы поинтересовались у перевозчиков, почему маршрутке нельзя остановиться в удобном для пассажира месте, при условии, что это не помешает движению другого транспорта. Как оказалось, эта мера неудобна не только пассажирам, но и самим водителям, так как лишает их определенной части пассажиров. Однако, как сказал один из водителей, «все вопросы к ГАИ».
После ввода новых размеров штрафов ГАИ запретила маршрутным такси высаживать пассажиров вне остановок общественного транспорта, таким образом лишив маршрутки хотя бы небольшого преимущества в комфорте перед автобусами и троллейбусами. Теперь маршрутка – это не такси, а просто небольшой и не слишком удобный автобус, проезд в котором стоит почему-то дороже обычного.
Самое интересное, что этот запрет противоречит норме закона «Об автомобильном транспорте» Украины. Статья 1 дает точное определение этому виду транспорта: «перевозка пассажиров в режиме маршрутного такси – перевозка на городском или пригородном автобусном маршруте общего пользования по расписанию движения с посадкой и высадкой пассажиров или граждан по их требованию на пути следования автобуса в местах, где это не запрещено правилами дорожного движения».
То есть останавливаться маршрутное такси может не только на остановках. А закон о повышении штрафов, принятый в октябре 2008 года, напрямую противоречит уже существующему законодательству. Получается, у наших законодателей, как всегда, левая рука не ведает, что творит правая. И какой следующий шаг на пути ограничения прав граждан: частным легковушкам запретят останавливаться, где вздумается, а разрешат только в специально отведенных местах? И пусть это будет противоречить Конституции… Кого она, по большому счету, интересует? Судя по вольному с ней обращению на самом высоком государственном уровне, почти никого. Так кто же будет брать во внимание жалобы рядовых пассажиров?
Кстати, некоторые наши читатели считают, что такой странный вид транспорта, как «маршрутное такси» не нужен вообще. «Как правило, это маленькие автобусы с отсутствием какого-либо комфорта, – пишет нам читательница Галина Москаленко, – куда пассажиров набивается как сельдей в бочку. Зимой, когда люди в верхней одежде, в узком проходе разминуться вообще невозможно. Чуть ли не по головам пробираешься к выходу. Раньше хотя бы маршрутки имели преимущество в скорости. Человек платил больше, зато добирался до места быстрее, к тому же водитель мог высадить по просьбе пассажира в удобном месте. Теперь же порой на конечных остановках маршрутки простаивают по 10–15 минут, а пассажирам приходится сидеть в полупустом микроавтобусе и ждать, пока водитель решит, выгодно ему ехать с таким количеством людей или нет. Почему местные власти не контролируют качество такого транспорта и соответствие его каким-либо минимальным стандартам комфорта? Перевозчики думают о прибыли, а о людях позаботиться некому. У них такая логика: кому надо – тот доедет, хоть стоя на одной ноге».
Трудно с этим не согласиться: власти на местах мало что делают для нормального развития городского общественного транспорта. Вообще, маршрутное такси – это дополнительный вид транспорта. Основными должны быть автобусы, трамваи и троллейбусы. И если электротранспорт еще кое-как влачит жалкое существование, то такой вид, как автобус, похоже, исчез вообще. Городская власть, вместо того чтобы заботиться о расширении транспортной сети, сокращает маршруты, на них выходит все меньше единиц техники. В результате маршрутки, которые изначально были задуманы как более дорогой, но зато более комфортный вид транспорта, остались практически единственными перевозчиками пассажиров. Не ждать же пассажиру часами на остановке, пока приедет коммунальный автобус. А ведь для такого транспорта есть и проездные билеты, и льготники в нем могут ездить без проблем. И есть немало удобных моделей автобусов, предназначенных специально для перевозки людей по городу. Тот же «Богдан», к примеру. Но на улицах Запорожья их до обидного мало. Перевозчикам нужна прибыль здесь и сейчас, они не хотят вкладывать средства в развитие транспорта, а страдает в итоге конечный потребитель – рядовой пассажир. Никто уже и не помнит, что платим мы за проезд в маршрутке дороже обычного затем, чтобы можно было ехать сидя, чтобы над тобой не нависал стоящий рядом пассажир, а к выходу можно было пройти спокойно и без давки.
Неудобные, дорогие для кармана пассажира маршрутки, похоже, не оставят нам альтернативы, если городская власть не озаботится, наконец, развитием транспорта. Ведь если запретить маршрутные такси, то возить пассажиров будет просто нечем.
Дарья ИВАНОВА
Комментарии:
саша | 10.05 2010 в 09:11
Не будем наивными! Маршрутные перевозки в руках или под крышей нашей мэрии.Какой дурак уберет с улиц курицу,несущую золотые яйца...
О.Ефремов-чистий жид | 30.04 2010 в 18:16
». ЖИД ЯНУКОВИЧ – ЗАМОВИВ УКРАЇНУ***** 27.04.2010 р. жидо-масонська влада зрадила державі УКРАЇНА, Вона, без дозволу ХОХЛІВ, здала усе іудам і… полуострів КРИМ , Жидівська зрада-це їх рідна плоть! Ми-українці, тому жидам КАПУТ, ЖИДО-МАСОНИ !Цілуйте Януки ЖОПУ! А то сховаємо вас в Бабій ЯР! Сьогодні жидо-москальська влада України чомусь похєріла моржів, До КМ та ВР України полізли раком жидо-масони та «друзі»-москалі, Але ці фарби цудам не допоможуть, народ побачив що творить жидва, Терпець у українців вже не має! Жидів в САРТИРІ давно мочить пора! ВО «СВОБОДА», «За Україну»! Позбавте українців від жидів ЯНУК, Ви заберіть СВОБОДУ і НЕЗАЛЕЖНІСТЬ УКРАЇНИ від жидо-масонів, ВАМ допоможуть в цьому патріоти України і за допомогою базук, А зрадника Януко – на erschisen! Щоб він не встиг стріляти у ХОХЛІВ!
Владимир | 30.04 2010 в 10:42
Очень точно-это не такси,в такси стоя не ездят,тем более за большую плату."Икарусы"и "ЛАЗы"убрали по коммерческим соображениям,это ясно,но как в других городах они еще ездят?Альтернатива маршруткам должна быть,это уже наглядно,рейсовые автобусы надо вернуть на улицы города.Как-вопрос мэрии.Понятно,что минитранспорт это рабочие места,но пассажирам оттого не легче и ощутимо материально.Наши люди в булочную на такси не ездят,как заметил персонаж Мордюковой,и глупо называть такси транспорт очень далекий по определению от такси...