misto.zp.ua

Как запорожский город Токмак остался без космодрома

Как запорожский город Токмак остался без космодрома

К середине двухтысячных годов в Запорожской области уничтожили аэродром базировавшегося в Крыму ракетоносного авиационного полка, который кроме тяжелых самолетов дальнебомбардировочной авиации мог принимать даже космические «челноки» типа «Бурана» и «Шаттла».

«Интересно было»

Штаб авиаполка [его полное название – 5-й гвардейский морской ракетоносный ордена Отечественной войны первой степени Констанцский авиационный полк] находился в гарнизоне Веселое возле поселка Вольное Джанкойского района.  А в самом центре Запорожской области, возле города Токмака, полк имел запасной аэродром.

Вот что о нем рассказывал один из пилотов полка:

«На Ту-16 наш 5-й гв. МРАП [морской ракетоносный авиаполк] садился неоднократно с ракетой К-10 [крылатая ракета, оснащавшаяся как фугасной, так и ядерной боевой частью] на грунтовый аэродром Большой Токмак — во время ЛТУ [летно-тактических учений]. Жара. После посадки шли в подземные казематы. Там прохладно. Отдыхали и полком взлетали. Жара  плюс 40. Грунт твердый, но весь в трещинах. Полный штиль. Интервал взлета — одна минута. 28 самолетов. Столб пыли стоял до 400 м. На взлете, как в тумане. Направление держишь, в основном, по ГПК [гирополукомпасу], отрыв делаешь по отсчету скорости штурманом. Иначе момент не определить. Пыльный туман. Все схемы сбора, как всегда, нарушались. Станешь в строй, подойдешь ближе, а на хвосте номер из другого отряда. Вот и ползаем, как слепые котята, — ищем свою маму. Интересно было».

Я  представил,  что не так уж и давно – в семидесятые годы минувшего столетия, в частности, происходило возле провинциального городка в самом центре Запорожской области во время авиационных тактических учений, и мне стало не по себе.

Сюжет для фильма ужасов вырисовывался.

А какие еще эмоции могут возникнуть, если нарисовать в своем воображении, как с аэродрома возле Токмака  один за другим с диким ревом, поднимая пыль до небес, уносятся со своим смертоносным крылатым грузом 28 огромных самолетов, пилоты которых могли, не привставая со своих кресел, образно говоря, заглянуть в окно третьего этажа – высота дальнего бомбардировщика Ту-16 ведь превышала десять метров?

А кому-то  «интересно было».

Свержение с небес

К 1985 году, когда 5-й гвардейский морской  авиаполк из Веселого приступил к освоению ракетоносца Ту-22МЗ [эта машина еще серьезнее, чем Ту-16: она размером поболее и могла летать на сверхзвуковой скорости], аэродром возле Токмака уже имел бетонную взлетно-посадочную полосу. Полосу, выложенную бетонными плитами.

По принятой в авиации классификации [так мне, по крайней мере, объяснили сведущие люди], токмакский аэродром, когда он принадлежал морским авиаторам-гвардейцам, относился к… нулевому классу. Это означало — к самому высокому. Класс определялся, подчеркнули сведущие люди, главным образом, по состоянию и параметрам взлетно-посадочной полосы.

Токмакский «ноль» — это взлетно-посадочная полоса [ВПП] длиной в 3200 метров и шириной в 60 метров. Круче, говорят, не бывает.

С этого «ноля» можно было дотянуться едва ли не до любой точки земного шара, доставив в эту точку, скажем, крылатую ракету. По крайне мере, из Крыма грозные «тушки» грозного авиаполка летали и на Северный флот, и на Тихоокеанский – с дозаправками в воздухе, разумеется.

Не исключено, что такие перелеты совершались и из Токмака. По слухам, в токмакских бомбовых аэродромных хранилищах имелось даже ядерное оружие.

В 1990 году, когда царившая в СССР военная истерия пошла на спад, но не угасла совсем, один из экипажей Ту-22 из 5-го гвардейского морского авиаполка впервые в авиации ВМФ СССР произвел одновременный пуск двух крылатых ракет Х-22М на сверхзвуковой скорости.

Точка в истории полка была поставлена 15 ноября 1994 года – он был расформирован. При этом 19 самолетов Ту-22М3 отошли России, а 20 – Украине.

В апреле 1995 года аэродром гарнизона Веселое был выведен из эксплуатации, его территорию отдали «на хозяйственные нужды».

Космодром приказано уничтожить

А затем дошла очередь и до запасного аэродрома в центре Запорожской области с его 49 объектами недвижимости. И государственные мужи из Министерства обороны Украины, стряхнув себе под ноги пот с обезображенных раздумьями государственных же физиономий [это мне таким процесс мышления армейских чиновников той поры видится], приняли отнюдь не государственное решение – распорядились стереть с лица земли токмакский аэродром-космодром. Не нанося по нему бомбового удара. Одним лишь росчерком пера, согласно которому некогда грозный объект с уникальной взлетно-посадочной полосой прекратил свое существование — вместе с другими двенадцатью украинскими аэродромами, к слову.

Сверхдлинную взлетную полосу под Токмаком надлежало разобрать на плиты.

И взлетку, которая могла принимать космические «челноки», разобрали.

Она, правда, по-прежнему отчетливо просматривается из космоса, но выполнять свое прямо назначение – принимать и отправлять в полет самолеты, уже никогда не сможет. А на земле она вообще ничем не выдает своего присутствия: выглядит обычным полем. Идеально ровным, правда.

— Ну, дык, — мог бы возразить мне в самом начале разборных работ, затеянных на аэродроме, какой-нибудь министерский пузан с лампасами на казенных штанах, — взлетка там после расформирования авиаполка  частично в негодность пришла. Знаешь, сколько деньжищ понадобилось бы на ее реставрацию?

Нашелся бы я с возражениями? Думаю, да.

— В любой армии мира, — заявил бы пузану, — предусмотрено наказание за утрату или уничтожение военного имущества. А за уничтожение такого объекта, как токмакский космодром, виновных, полагаю, в любой армии мира забили бы прикладами — чтобы патроны не тратить.

Ведь что получается? Миллионы и миллионы денег, потраченных на строительство токмакского аэродрома, для чего, как мне рассказывали, в свое время даже резервистов массово из запаса призывали, растаяли в небе — вместе с дымным следом от последнего взлетевшего оттуда самолета.  А деньгами теми, как я предполагаю, можно было бы покрыть дорогу от Токмака до Запорожья. А потом в обратном направлении.

Я не кадровый военный, но даже мне, гражданскому, скажем так, офицеру запаса очевидно: объекты военного назначения вроде космодрома под Токмаком не могут быть отданы на «хозяйственные нужды».

По  определению.

А о том, что Украина с момента обретения независимости имела на востоке целую страну лютых друзей, готовых  расстрелять украинскую независимость, что они в 2014 году и попытались сделать, было очевидно всем думающим людям. Генерал Джохар Дудаев, например, в свое время предупреждал: следующим, после Чечни, регионом, куда вторгнется Россия, будет Крым.

А мы, не прислушавшись к словам прозорливого генерала, начали спешно разоружаться: разбирали на плиты космодром под Токмаком, взрывали ракетно-артиллерийские склады под Новобогдановкой [и то, и другое примерно в одно время происходило]. Те, кто это творил – не имею в виду рядовых исполнителей, не о мире для украинцев думали. Они войну в наш общий дом зазывали, открыто демонстрируя лютым друзьям, о которых я уже говорил, насколько мы становимся слабее – с каждым отданным на «хозяйственные нужды» военным объектом, с каждой расформированной воинской частью.

А теперь давайте ответим сами себе  на вопрос: если бы под Токмаком в полном боевом оснащении находились 20 грозных дальних бомбардировщиков, которые умеют стрелять ракетами на сверхзвуковой скорости, так ли бы нагло российские вояки вели себя у наших границ, как они это делают сейчас?

Владимир ШАК

*

Фото вверху: аэродром под Токмаком, спутниковый снимок. Широкая серая полоса по всему полю — это бывшая взлетка уничтоженного аэродрома

**

Морские авиаторы в Токмаке

Дальний бомбардировщик Ту-16

Ту-22К с ракетой Х22МА

Фото из открытых Интернет-источников


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в