На Земле приняли радиосигнал разумных существ с планеты, входящей в систему звезды Шедар созвездия Кассиопеи. Проект, предложенный юным изобретателем Витей Середой, позволит звездолету достичь планеты. Но продлится такой полет несколько десятилетий, поэтому экипаж космического корабля «ЗАРЯ» — Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный, набирают исключительно из школьников… Вот так, если коротко, можно изложить сюжет фантастической, заявленной, кстати, как научно-фантастическая, кинодилогии «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Между прочим, ее популярность была сравнима с популярностью одной из самых известных фантастических лет СССР — картины «Человек-амфибия» [премьера первой серии состоялась 23 сентября 1974 года, второй – 25 марта 1975 года]. Сценарий для кинодилогии написали уроженец Петрограда Исай Кузнецов [родился 17 ноября 1916 года] и уроженец Бердянска Авенир Зак [родился 20 октября 1919 года]. Получается, что и в литературе работал творческий дуэт – Ильи Ильфа и Евгений Петрова, и в кино. Причем киношные литераторы – питерец и бердянец, были достаточно плодовитыми. Представляю их фильмографию:
«Колыбельная» (1960), «Утренние поезда» (1963), «Пропало лето» (1964), «Спасите утопающего» (1968), «Мой папа – капитан» (1969), «Достояние республики» (1972), «Москва – Кассиопея» (1973), «Отроки во Вселенной» (1974), «Пропавшая экспедиция» (1975).
Звездная кинодилогия принесла авторам сценария Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. А картина «Москва – Кассиопея» собрала после выхода на экран такие награды: премию за лучший фильм для детей на Всесоюзном кинофестивале в Баку, 1974; специальную премию на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия), 1975; серебряный приз на Международном кинофестивале в Москве, 1975; премию «Платеро» на Международном кинофестивале для детей и юношества в Хихоне (Испания), 1975; диплом Международного технического конкурса фильмов в рамках конгресса УНИАТЕК в Москве, 1976.
Киносценарист и драматург Авенир Григорьевич [Авраам Гершевич] Зак поступил на режиссерский факультет ВГИКа — в мастерскую Сергея Эйзенштейна, в 1940 году, после окончания средней школы. Во время войны с немцами был в эвакуации в Алма-Ате, где работал с Сергеем Юткевичем. У него — в 1944 году, закончил институт. Работал вторым режиссером на постановке фильмов «Первоклассница» и «Два капитана», после чего был неожиданно уволен «по сокращению штатов». Кстати, в армейском личном деле Авенира Григорьевича я нашел любопытный документ – датированную 13 января 1944 года справку о «разбронировании»: о снятии, то есть, с него брони.
Литературную деятельность Авенир Зак начал в 1949 году. А вот, что писал о нем его соавтор Исай Кузнецов: «Авенир Зак… Ава…. Аванчик, как звали его близкие…. Родился в 1919 году, в Бердянске. Накануне того дня, когда ему следовало появиться на свет, Бердянск заняли белые. Части Красной Армии, в которых служил его отец, были вынуждены оставить город. Ава рассказывал – разумеется, со слов отца, – что тот не отходил от орудий, нацеленных на Бердянск, боясь, что снаряды попадут в родильный дом. Обошлось. Бердянск снова заняли красные, и его рождение произошло вполне благополучно. Наверно, мать Авы не испытывала никакой тревоги, может быть, и не подозревала о той опасности, которой подвергается. Во всяком случае, эта неординарная ситуация нисколько не отразилась на новорожденном. Ава обладал на редкость спокойным и выдержанным характером». И вот еще несколько забавных случаев от Исайя Кузнецова: «Однажды кто-то по телефону спросил Авину жену Галю: «Вы жена Зака и Кузнецова?» А какой-то графоман, решив, что главный человек в нашем дуэте – еврей Зак, который, собственно и пробивает пьесы, предлагал Аве быть его соавтором и обещал платить больше, чем «этот Кузнецов». Один шутник утверждал, что «Зак и Кузнецов» – это псевдоним некоего автора, который на самом деле пишет один. В том же роде шутливо высказался и Сергей Михалков. На заседании приемной комиссии Союза писателей, при обсуждении нашего заявления, кто-то спросил: «А как это они пишут вдвоем?» «А также как Салтыков-Щедрин», — сказал Михалков».
Ушел из жизни киносценарист и большой выдумщик из Бердянска 11 июля 1974 года и был похоронен на Переделкинском кладбище под Москвой.
*
В качестве фотоиллюстраций я использовал обнаруженные в отрытых Интернет-источниках несколько фото соавторов, их книги и афиши их самых известных фильмов. И справку о «разбронировании»
Комментарии:
нет комментариев