misto.zp.ua

Как авиаконструктор из Запорожской области создавал самолет-танк

Как авиаконструктор из Запорожской области создавал самолет-танк

Мало кто знает, что на следующий день после начала войны с немцами, 23 июня 1941 года, главным управлением Военно-Воздушных сил Красной Армии был утвержден макет нового самолета-штурмовика, который в историю авиации вошел под несколько замысловатым названием: БШ МоВ АМ. Расшифровывается эта аббревиатура следующим образом: бронированный штурмовик (БШ) Можаровского-Веневидова (МоВ) с поршневым авиадвигателем Александра Микулина (АМ).  Оснащен штурмовик должен был быть так называемым толкающим винтом, отличавшимся от традиционного тем, что устанавливался он… за кабиной пилота. Винт такой, говоря по-простому, толкал самолет, а не тянул его. Ну, а вооружить бронештурмовик – летающий танк, по сути, собирались особой подвижной стрелково-пушечной установкой, разработанной лучшими в СССР специалистами авиационного вооружения – бердянцем Георгием Можаровским, работавшим в двадцатые годы с Сергеем Королевым, и Иваном Веневидовым из Питера. Использование этой системы, если не вдаваться в технические тонкости, позволяло пилоту вести огонь по цели и точно, и максимально эффективно. Конструкторы системы стали и авторами проекта самолета. А еще известно, что именно под их руководством вскоре после начала войны с немцами была перевооружена группа тяжелых бомбардировщиков и в ночь на 11 августа 1941 года, взлетев с аэродрома под Ленинградом, она взяла курс на Германию и спустя несколько часов столица Третьего рейха, войска которого вгрызались в территорию Советского Союза, подверглась бомбовому удару. Но об этом – чуть позже. Пока мы должны разобраться: действительно ли конструкторы авиавооружения стали авторами бронированного штурмовика с толкающим винтом?

Действительно. И произошло это вот почему: работавшие над созданием различных видов авиавооружения конструкторы авиазавода №32 Георгий Можаровский и Иван Веневидов просто-напросто не могли подобрать самолет, чтобы оснастить его своей – весьма эффективной, как были уверены, стрелково-пушечной установкой. И решили… создать такой самолет сами. И взялись за дело. А теперь – конкретнее: 29 декабря 1940 года в НИИ Военно-Воздушных сил Красной Армии поступил эскизный проект одноместного бронированного штурмовика БШ МВ с мотором АМ-38, вооруженного подвижной комбинированной стрелково-пушечной установкой. Дополнительные материалы по машине поступили 25 января 1941 года, а заключение по эскизному проекту, к работе над которым подключился известный авиаконструктор Александр Архангельский, начальник НИИ генерал-майор авиации Александр Филин утвердил 12 марта 41-го. И уже 1 апреля нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин подписал приказ «О проектировании и постройке самолета МоВ-2 с мотором АМ-38 конструкции Можаровского Г. М. и Веневидова И. В.». Проектирование возлагалось на завод №32, где, как я уже отмечал, работали авторы проекта, а постройка — на завод №89. Любопытно, что изначально машина шифровалась инициалами МВ, но именно нарком собственной рукой подправил ее имя: МоВ, сделав акцент на фамилии бердянца.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) – вот на каком, на самом высоком, уровне решался вопрос о будущем штурмовике, первый экземпляр самолета должен был быть предъявлен на заводские испытания 1 сентября 1941 года, а второй — 1 ноября. Государственные же испытания машины должны были начаться 15 октября. О том же, что должен был представлять из себя бронештурмовик, рассказали в своей книге «Штурмовики Красной Армии» Владимир Петров и Олега Растренин: первый экземпляр БШ МоВ должен был иметь подвижную батарею с четырьмя 20-мм пушками и четырьмя 7,62-мм пулеметами. В крыльях предусматривалась установка еще четырех пулеметов. Плюс бомбовая нагрузка – до 250 килограммов. Полный вес брони — 600 килограммов; в подвижной батарее второго экземпляра предполагалось наличие двух пушек калибра 23-мм и четырех 7,62-мм пулеметов. А два 12,7-мм пулемета предполагалось разместить в крыльях. Как я уже говорил, протокол макета самолета БШ МоВ АМ был утвержден 23 июня 1941 года. И к этому времени уже началась постройка самолета на заводе №89. И почти сразу все работы по этой машине были свернуты.

*

Как известно из истории войны с немцами, первый бомбовый удар по Берлину нанесла авиация Балтийского флота в ночь на 8 августа 1941 года, но, в связи с тем, что причиненный врагу ущерб был крайне незначителен, в Москве принимают решение нанести по Берлину мощный удар новейшими бомбардировщиками ТБ-7, способными нести серьезную бомбовую нагрузку. Проведенные расчеты показали, что ТБ-7 с дизелями М-40Ф способен с бомбовой нагрузкой 4000 кг совершить полет до Берлина и, отбомбившись, благополучно вернуться на базу. Дело оставалось за малым: перевооружить бомбардировщики, установив на них более мощные — 12,7-мм, пулеметы. Эта задача была поручена лучшим специалистам по авиавооружению Советского Союза Георгию Можаровскому и Ивану Веневидову [между прочим, у себя на заводе они оба работали… главными конструкторами]. Потом об этом спецзадании Георгий Можаровский рассказывал так: «Мы с Иваном Васильевичем в самом бешеном темпе включились в работу. У нас уже имелся некоторый опыт выполнения срочных заданий. Но если раньше мы все-таки отрывались от своих чертежей и макетов, чтобы поспать несколько часов, то здесь этого не было. Двое суток подряд я не отходил от доски, на которой чертил мелом в натуральную величину необходимые чертежи. На третьи сутки не выдержал и заснул. Пока я выполнял чертежи, Веневидов готовил производство. По моим наброскам сразу строились грубые макеты. Рядом со мной расположились конструкторы, которые тут же вносили необходимые уточнения». И в итоге: «11 августа 1941 года переоборудованные ТБ-7 вылетели на бомбардировку Берлина. Самолеты дошли до цели и сбросили свой смертоносный груз на столицу Третьего рейха». Вот так авиаконструктор из Бердянска оказался причастным к одному из первых – в самом начале войны, авианалетов на Берлин. Немцы, кстати, не поверили, что их бомбили советские летчики. Посчитали, что авианалет осуществили англичане. Ну, а когда в ночь на 28 июня 1944 года советская бомбардировочная авиации совершила воздушный налет на занятый немцами железнодорожный узел Барановичи и находившуюся неподалеку мощную немецкую авиабазу, с первой волной бомбардировщиков на базу зашел американский штурмовик Douglas A-20G [СССР их получал по ленд-лизу]. Оснащенный автоматической комбинированной артиллерийской батарей Можаровского-Веневидова, он не позволил подняться в воздух немецким истребителям из группы прикрытия: расстрелял их на земле. И, согласно сообщению Совинформбюро, в ту ночь в Барановичах были зарегистрированы 23 больших пожара: горело все – и авиабаза, и железнодорожная станция. После этого командующий авиацией дальнего действия СССР маршал авиации Александр Голованов подписав отчет об испытаниях комбинированной артбратареи Можаровского-Веневидова, добавил от себя: «Как новый вид авиационного оружия может быть использована в авиации дальнего действия»

**

Конечно же, авиаконструктор с берегов теплого Азовского моря в своих, увидевших свет в 1973 году, мемуарах вспомнил и о своей малой родине – о Бердянске. Слушаем его рассказ: «Живописно расположился Бердянск на берегу мелководного Азовского моря. Таких городков было много на побережье, но мне казалось, что лучше моего родного Бердянска нет и не может быть. Нигде не найти таких замечательных дынь, арбузов, абрикосов, такого вкусного винограда, нигде так не клюет рыба. Так думали все мы, местные мальчишки, часами сидевшие с удочками на пристани. В порту с утра до позднего вечера бурлила жизнь. Приходили и уходили грузовые пароходы из разных стран. Люди с загорелыми лицами и белозубыми улыбками громко и оживленно разговаривали, сопровождая речь быстрой и резкой жестикуляцией. Время от времени раздавались протяжные гудки пароходов. По узким крутым сходням шли грузчики с тяжеленной ношей на спине. Грузили в основном зерно, которое местные купцы за бесценок скупали у крестьян близлежащих деревень. Мостовая порта была покрыта слоем зерна. По зерну ходили, ездили; растоптанная и раздавленная пшеница превращалась в колючую пыль, которая больно резала глаза. Уцелевшие зерна грузчики сгребали в кучки, растирали большими гранитными камнями и тут же на жаровнях пекли себе лепешки. Вкус этого горячего, хрустящего на зубах теста я отлично помню и сегодня

У меня было три сестры и два брата. Вместе с матерью и отцом мы жили в одноэтажном доме, к которому примыкал открытый летний кинотеатр с загадочным названием «Буфф». В теплое время года мы, дети, могли бесплатно смотреть фильмы через забор и были счастливы этим. Наша многочисленная семья жила скромно. Отец мой — Мирон Владимирович Можаровский, был очень отзывчивым и добрым человеком. Он умер в возрасте тридцати девяти лет от менингита. Мать осталась одна с шестью малолетними детьми. Самому старшему из нас было в то время десять лет, а младшей сестренке — десять месяцев. Все заботы легли на плечи матери. Она стала преподавать музыку в женской гимназии, а каждый из нас добросовестно выполнял свои обязанности по дому».

Кандидат технических наук, инженер-полковник Георгий Можаровский умер в Москве 22 февраля 1975 года.

[Фото из открытых Интернет-источников]

   


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в