Не пройдя по возрасту в пограничное училище, Игорь Тверетинов поступил в педагогический вуз и в итоге навсегда связал свою жизнь с учительским ремеслом. Именно военная жилка — самодисциплина и умение доводить начатое до конца — позволили Игорю Тверитинову уверенно перевернуть новую страничку в истории лицея, не только не растеряв доверия педколлектива, учеников и их родителей, но и сохранив уникальный дух лицейского братства.
Военными, по словам Игоря Алексеевича, в его юности мечтали стать многие мальчишки: из 14 его одноклассников семеро поступили в военные училища, хотя конкурс там был один из самых больших. В пограничники потянула молодежная романтика, тем более что здоровье у юноши было отменное. Однако судьба распорядилась по иному: вместо казарм — классная комната, а оружием стали знания и любовь к детям. После вуза по распределению три года в горной школе в Карпатах, затем судьба, как у многих молодых активистов: комсомольские будни, партшкола в Киеве и партийная работа в райкоме партии. Когда райкомы разогнали, а партию запретили — пошел в школу работать по специальности, где русская литература уже преподавалась как зарубежная. По семейным обстоятельствам в 1995 оказался в Бердянске, откуда родом супруга, с тех пор работают вместе: в лицее она преподает русский язык и литературу. Из партийного прошлого осталось умение разбираться в людях, четко определять свои цели и доводить дело до логического конца. И еще умение не быть подлым: если сказал о чем-то, тем более с трибуны, то держать слово. От военного у Игоря Алексеевича четкая организация рабочего дня — привычка рано вставать и поминутно распределять все намеченные дела.
— Игорь Алексеевич, с чего начали свою директорскую деятельность на необжитом месте?
— Когда приехали осматриваться вместе с родителями — поразила тишина и пение птиц, от чего в центре города отвыкли. В заброшенное здание переехали 3 августа. Ситуация была очень сложной: нужно было, чтобы поверили и родители, и преподаватели, что мы успеем все за месяц. Сказал — если мы сейчас справимся — значит, мы имеем право существовать, и к нам пойдут дети. Иначе мы просто разойдемся — и все. Потому первое мое действие — попросил помощи у преподавателей и веры у родителей. Потом даже удивился энтузиазму, с которым коллеги принялись за дело — как показывают в старых фильмах, когда всей улицей строят дом. Домой разъезжались на такси, когда маршрутки уже не ходили. Когда 31 августа в час ночи мы красили порог лицея, закралась мысль — неужели не успеем. Зато потом чувствовалась настоящая победа над собой, что смогли себя преодолеть. Это нас настолько сплотило, что уже третий год нет никаких подводных камней и течений. Многие традиции перенесли на новое место, даже день рождения остался прежним. Дух лицейского братства также взяли с собой — нам не нужно было ничего выдумывать. У нас треугольник «родители-ученики-преподаватели» не на словах: мы действительно советуемся с родителями, и детям у нас психологически уютно. Сильный учительский коллектив, понимающие родители, старательные дети.
— Раскройте секрет Вашей педагогической методики.
— О лицее говорят разное: по словам одних родителей мы отбираем самых умных, в итоге остальные боятся повышенных требований. Другие уверены, что тут оценки ставят «на халяву» — лишь бы дети ходили. Оба мнения несправедливы: за три неполных года только двое родителей забрали заявления по семейным обстоятельствам. Я предлагаю каждому новичку забыть о прежних неудачах, использовав шанс показать себя в новом коллективе, и многие меняются к лучшему. Просто требуется найти струнку, чтобы ученик зазвучал чисто и красиво.
Раньше было очень модно смотреть на разные методики, которые нас заставляли изучать. Считаю, что если преподаватель не нашел своего пути подхода к детям и понимания родителей — чужой опыт не поможет. У каждого свой путь, и все зависит от желания действительно подготовить детей к жизни. Как это делается — я думаю, никто не скажет: все приходит само по наитию, путем проб и ошибок, зато потом с пути трудно сойти. Мы учим, и нас учат постоянно. Раньше мне недоставало терпимости и толерантности: я всегда был уверен в своей правоте, теперь могу прислушаться к иному мнению. Самое главное, чему я научился в последнее время — прислушиваться к самому себе. Без этого умения не обойтись, когда надо найти новый контакт, струнку, которую нужно тронуть, чтобы в ребенке зазвучала нужная мелодия. Больше всего меня радует, когда к нам приходят бывшие лицеисты и выступают перед ребятами. Они говорят нам, учителям: «самое главное не аттестат, а то, что вы нас научили работать собственным примером, отношением к делу. И нам захотелось быть такими, как вы, только в своей сфере».
— Чем сегодняшние ученики отличаются от школьников советских времен?
— Главное отличие — раньше большинство детей считали, что сами смогут обеспечить себя. Сейчас многие убеждены, что хорошую жизнь им обеспечат родители. Старшеклассники уверены, что «ухватили» судьбу и за воротами школы смогут осуществить все мечты. Одна из причин такого максимализма — дети компьютеризированы и живут в виртуальном мире, то есть задача современного учителя — вернуть их «на землю» на собственные ноги. Не устаю твердить им: хорошую жизнь вы должны по кирпичику сложить собственными руками. Не все витают в облаках: это поколение практичнее и настойчивее в достижении своих целей. Раньше все было расписано: в зависимости от оценок в школе — или в маляры или в инженеры, и даже дворнику хватало на жизнь. Сейчас дети задолго вперед начинают думать не только о выборе вуза, но и о востребованности будущей профессии. Учу, что куда бы не пошли — нужно не просто хорошо делать дело, а в условиях жестокой конкуренции нужно быть суперспециалистом, асом.
— Что мешает Вам в Вашей работе?
— Наше образование немного оторвано от жизни, и мы постоянно в поиске, как их связать: установка дать детям все, что возможно, не совсем правильна. Лишних предметов не бывает — может, стоит пересмотреть сами программы? В старшем классе часто задают вопрос — зачем так много дисциплин — отвечаю, что для общего развития, хотя многие предметы работают по старинке. Чехарда с пересмотром систем образования на руку только лентяям: новые учебники для 10 класса есть только в цифровом виде, потому распространенной отговоркой для нерадивых учеников является отсутствие домашнего Интернета. Не все заимствования работают, как задумывалось: с появлением системы ВНО ученики стали работать только на тестирование, не боясь плохих отметок по другим предметам. Учителя попали в глупую ситуацию: по одним предметам ребенок отличник, а другие откровенно саботирует. Педагог оказался перед выбором: поставить «трояк» неудобно, а не заслуженную «семерку» — стыдно перед другими, не заслужил. Сама жизнь все вернула в нормальное русло: в этом году средний балл аттестата подстегнул всех хитрецов: им приходится учить все дисциплины, чтобы «набрать очки». В учебе, как и везде, важна мотивация: нас заставляет работать зарплата, детей стимулируют баллы.Иногда задаю вопрос на 12 баллов, ответ на который на знаниях не вытянуть — его можно только додумать. И всегда очень радует и удивляет, когда дети строят логическую цепь и находят ответ.
— Что Вы любите и что совершенно не приемлете?
— Люблю готовить и проводить время с детьми и внуками. Когда изредка удается выбраться на пикник, шашлык беру на себя. Люблю компанией ходить в сауну и бассейн, люблю друзей, и, хоть их немного, встречаемся каждую неделю на субботние посиделки. Главное для меня — расслабиться не физически, а морально под задушевную беседу с дорогими людьми. Разгадываю кроссворды или читаю что-либо под настроение: когда тускло на душе — Булгакова, а в поисках выхода из ситуации часто помогает Хайям. Лирику перечитываем вдвоем с женой, обмениваясь мнениями. Люблю природу вещей и философов, обожаю Достоевского — сколько ни перечитываю, каждый раз как новое. Люблю танцевать под хорошую музыку, до последнего времени вместе с женой пел в учительском хоре у Ивана Иванченко, сейчас просто нет времени. Не люблю шопинг и громкую музыку — раздражает; не приемлю горячую пищу — все ем и пью холодным.
— Существуют ли учительские страхи и суеверия и как с ними бороться?
— Суеверия — это система знаков, проверенная жизнью, потому при виде черной кошки обязательно сплюну и иду дальше — прямо. Если, выглянув в окно, первой увижу женщину — обязательно случится что-то необычное, зато встреченный на улице пьяный мужчина с утра — это к деньгам. Из школьных наблюдений: если первый вопрос задает девчонка — на уроке обязательно будут какие-то казусы. Вообще даже страхи можно заставить работать на себя. Привычку называть нашу школу «В камышах» мы обыграли и использовали: теперь так называется стенгазета ученического братства. Даже школьные призы в разных номинациях у нас называются «Золотой камыш» — так мы стараемся показать, что камыши тоже могут быть обитаемы
Алексей ДУДАРЕВ
Досье "Делового"
Игорь Тверитинов родился 11 октября 1960 года в Дрогобыче Львовской области, после школы там же в 1981-м закончил пединститут по специальности «русский язык и литература» и три года по распределению проработал в сельском районе. По семейным обстоятельствам в 1995 году оказался в Бердянске, где работал учителем ООШ №10 и в Азовском региональном лицее. С 2008 года — директор бердянского муниципального лицея, общий педагогический стаж — 22 года. Женат, есть двое детей и трое внуков.
Комментарии:
нет комментариев