В конце 2008 – начале 2009 года в ряде европейских стран успешно стартовали госпрограммы по утилизации старых автомобилей, которые предусматривали выплату дотаций на покупку новых авто. В то время как в большинстве государств эксперимент, прозванный «деньги за автохлам», подошел к завершению, идея получила свое развитие в России, где с марта 2010 года официально стартовала соответствующая госпрограмма. Вместе с тем, в Украине пока только озвучиваются возможные конфигурации внедрения европейского и российского опытов, с поправками на украинские экономические и политические реалии.
Европейский опыт
Одним из наиболее действенных инструментов, позволивших в кризисный период удержать автопром экономически развитых государств на плаву, стала так называемая «утилизационная программа» по обновлению автопарка.
Первой страной, решившей внедрить новшество в конце 2008 года, стала Германия. Размер дотации был установлен в 2500 евро – для каждого немца, отправившего на свалку свой старый автомобиль (не моложе 9 лет) и приобретающего новый. При этом в рамках программы можно было приобрести авто любой страны. В целом, общая сумма выделенных Германией средств составила порядка 5 млрд. евро, что позволило получить премию покупателям около 2-х млн. авто.
Подобные меры по стимулированию спроса были взяты на вооружение и другими европейскими странами. Например, во Франции за утилизацию старого автомобиля при покупке нового гражданам выплачивалась денежная премия в размере до 5000 евро.
В Испании, в мае 2009 года, были введены бонусы за автохлам в размере 2000 евро. В целом на эти цели государство выделило 1,2 млрд. евро. В Италии дотация на покупку нового автомобиля составила 1500–2000 евро, в Австрии и Словакии – по 1,5 тыс. евро, в Великобритании – 2 тыс. фунтов.
Чем выгодны премии за автохлам?
Эффективность выплат утилизационных премий наглядно демонстрируют результаты авторынков этих стран в кризисный 2009 год.
В частности, в Германии продажи автомобилей составили 3 млн. 807 тыс. единиц (+23% к результату 2008 года), во Франции, где реализация машин в 2009 году увеличилась на 10,7% и составила 2 млн. 268 тыс. ед. В Италии было реализовано 2 млн. 158 тыс. автомобилей, в Великобритании – 1 млн. 995 тыс. автомобилей, из которых порядка 20% продано по программе стимулирования спроса. Также рост автопродаж зафиксирован в Чехии (+12,2%), Австрии (+8,8%), Словакии (+6,7%), Польше (+0,1%).
Вместе с тем, продажи автомобилей на российском рынке, где власти вовремя не среагировали на новые экономические условия, составили 1 млн. 466 тыс. единиц, что на 49% ниже показателя за 2008 год.
Украинский авторынок по результатам 2009 года вовсе показал один из худших результатов в Европе, сократившись на 71,4% до 175 тыс. ед., против более чем 600 тыс. авто, реализованных в 2008 году. Худшая динамика автопродаж среди европейских стран наблюдалась лишь у Латвии (-80,5%) и Исландии (-77,6%).
Помимо стимулирования автопродаж внедрение автопремии позволило сохранить рабочие места, улучшить экологическую обстановку (произошло смещение спроса в сторону малолитражек и компактного класса), избежать банкротств системообразующих предприятий отрасли, а также привнести дополнительные средства в бюджет.
Обратная сторона бонусов
Вместе с тем, помимо очевидных достоинств, стимулирование автомобильного сектора за счет выплаты потребителям денежных премий имеет определенные риски для экономики. Большинство аналитиков придерживаются мнения, что искусственно созданный автомобильный бум в европейских странах повлечет за собой неминуемый спад после завершения действия утилизационных программ.
Однако, к примеру, в Италии, несмотря на завершение утилизационной программы, на рынке до сих пор сохраняется высокая положительная динамика. Но и здесь прогнозы Итальянской национальной ассоциации автопроизводителей довольно пессимистичны.
Россия: на пути к автомобильному буму
Реализация государственной программы утилизации автомобилей в России официально стартовала в марте нынешнего года – на год позже ведущих автомобильных держав. Несмотря на это, российские власти уверены – антикризисные меры и постепенное восстановление экономического роста вновь приведут к увеличению спроса на новые автомобили.
Утилизационная программа в России имеет свои особенности. Срок ее окончания намечен на 1 ноября 2010 года. При сдаче машины на утилизацию каждый собственник автомобиля получает компенсацию в 50 тыс. руб. ($1675) на покупку нового автомобиля. Кроме того, можно получить автокредит по льготным ставкам.
Объем финансирования программы составит 11 млрд. руб. (274 млн. евро). Сумма, выделенная на программу в России, почти в 20 раз меньше, чем в Германии (около 5 млрд. евро). При этом, премию получили порядка 2 млн. немцев, в то время как россияне, в рамках программы, смогут приобрести около 200 тыс. новых авто.
Кроме того, в РФ, в отличие от той же Германии, программа носит ярко выраженный протекционистский характер. Здесь автохлам (выпущенный не позже 1999 года) можно обменять исключительно на автомобиль, произведенный на территории страны.
Основная проблема, с которой столкнулись наши северные соседи в процессе внедрения атвопремии – отсутствие точек утилизации машин в России. По данным Минпромторга РФ, их сейчас всего 12–15. Кроме того, нарекания со стороны автодилеров вызывает не до конца отработанная процедура снятия машин с учета в ГАИ и передачи утилизаторам, что, по словам дилеров, существенно тормозит выдачу скидочных сертификатов.
Украина: печальное лидерство
Основными лоббистами проведения реформирования автомобильного сектора в Украине стали автопроизводители. «В положении печального «лидерства» (спад автопроизводства в Украине по итогам 2009 года составил 84%) Украина остается единственной страной, в которой власти не оказали поддержку производителям и не простимулировали потребителей», – говорят они.
Среди заявленных «Укравтопромом» на 2010 год мероприятий присутствует и разработка механизма по утилизации старых автомобилей в обмен на новые.
Альтерантивные деньги
По словам заместителя главы правления по автомобильному производству «УкрАвто» Олега Папашева, основным препятствием для реализации в Украине так называемой «утилизационной программы» является отсутствие средств в бюджете. Зам главы «УкрАвто» подчеркивает: «Чтобы простимулировать бизнес, нужно несколько уменьшить налоговую нагрузку, что приведет к увеличению оборотов. К примеру, из 20% НДС, которые взимаются при реализации автомобиля, 10% направить в бюджет, а 10% – на субсидии по программе утилизации автомобилей».
Таким образом, за счет уменьшения абсолютных налогов и увеличения товарооборота удастся избежать растрат бюджетных средств, увеличить налоговые поступления, а также занятость населения и заработную плату.
Увы, в отличие от той же России, в которой стабилизационный фонд позволяет осуществлять разнообразные программы по поддержке автопрома, отечественные предприятия в ближайшей перспективе намерены полагаться лишь на собственные силы. Планы и производства, и продаж украинских автопроизводителей разрабатываются без учета возможных протекционистских действий со стороны государства.
Денис КАЦИЛО
Комментарии:
нет комментариев