Лента статей
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Чужих детей не бывает

Чужих детей не бывает

В нашей стране, как и во всем мире, по разным причинам растет количество детей, нуждающихся в особых образовательных условиях. Это дети с нарушениями слуха (глухие, с пониженным слухом); нарушениями зрения (слепые, с пониженным зрением); нарушениями речи; нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями интеллектуального развития; задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра и сложными нарушениями психофизического развития.
 

В 2016 году Запорожская область одна из первых стала участником Всеукраинского научно-педагогического эксперимента «Развитие инклюзивно-образовательной среды». Итак, что такое инклюзивное образование? Совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений?

 

Об этом ПОЗИЦИЯ спросила учителя-логопеда Инклюзивно-ресурсного центра Александровского района г. Запорожья Татьяну Шведун:

 

– Да, но не только. Главный принцип инклюзивного образования заключается в том, что не ребенок приспосабливается под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

 

– Насколько реально осуществить это качественно?

 

– Думаю, вопрос точнее должен прозвучать так: «Как в рамках инклюзивного обучения учесть специфику обучения детей с различными ограниченными возможностями?» Сразу отмечу, что сегодня процесс интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательные детские учреждения неуклонно расширяется. Поэтому приоритетной задачей является внедрение инклюзивного образования для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями, в том числе и дети с инвалидностью, могли учиться среди своих сверстников не только в специальных заведениях, а и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях по месту жительства.

 

Сегодня в Александровском районе города функционирует дифференцированная сеть образовательных учреждений, классов в общеобразовательных школах, которые обеспечивают создание условий для обучения, развития и воспитания особых детей и подростков. В частности, детки с инвалидностью посещают запорожское дошкольное учреждение №182; школы №1, №3, №5, №76, а также учреждения профессионально-технического образования. В районе работает также система социальной защиты для детей с инвалидностью.

 

 Не возникает ли межличностных сложностей в процессе общения таких разных детей?

 

– Инклюзивное образование исключает любую детскую дискриминацию, обеспечивает равное отношение к ним. Такое обучение более гибкое, направленное на поддержку детей с различными способностями и возможностями.

Пребывание среди своих сверстников действительно положительно влияет на детей с особыми образовательными потребностями: они быстрее развиваются, лучше усваивают информацию, демонстрируя весьма впечатляющие результаты.

При этом необходимо помнить, что инклюзивное обучение только тогда станет продуктивным, если к работе будут привлечены не только учителя, воспитатели, коррекционные педагоги, но и родители.

 

– Расскажите о роли родителей в деле воспитания детей с особыми потребностями.

 

– Прежде всего, необходимо создать такое семейное окружение, в котором особенного ребенка хвалят, любят, понимают, всегда поддерживают. Родителям следует быть внимательными к чувствам и мыслям своего ребенка, уважать их точку зрения, верить в его силы и возможности, быть готовыми делиться собственными ценностями и взглядами, давая ребенку возможность понимать других.

 

Бескорыстная, истинная любовь родителей к ребенку не позволяет другим людям сосредотачиваться на его слабостях, несовершенствах, при этом укрепляет положительные качества подрастающей личности. Чувство самооценки у ребенка с особыми образовательными потребностями формируется в атмосфере, где с пониманием принимаются любые индивидуальные различия, где любовь и привязанность выражаются открыто, где ошибки помогают получить новый опыт, где царит искреннее и доверительное общение и есть личная ответственность. Ведь для такого ребенка значимым является признание права на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других. Признание ребенка как самостоятельной личности играет основополагающую роль в дальнейшей его социализации в обществе. Кроме того, гармоничная атмосфера в семье расценивается как коррекционная среда для ребенка, способствует успешному обучению в инклюзивном пространстве.

 

– Часто на родителей, воспитывающих ребенка с особыми потребностями, некоторые обыватели смотрят как минимум сочувствующе, и это может негативно повлиять на микроклимат в семье. Есть ли у вас рецепт, как противостоять социальным сложностям?

 

– Известно, что семьи, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, живут под давлением многочисленных проблем. Не каждому родителю по силам принять болезнь ребенка, адекватно реагировать на постоянно возникающие проблемы. Некоторых из них трагичность ситуации ломает. Чтобы этого не случилось, надо всегда помнить, что от качества знаний и умений родителей взаимодействовать со своим особым ребенком зависит успех его интеграции в социум. Прежде всего, родители должны участвовать в составлении индивидуальной программы обучения своего ребенка.

 

Уважаемые родители, если вы воспитываете особенного ребенка, используйте эти советы специалистов: относитесь к нему как к обычному ребенку, которому необходимы специальные подходы к обучению, воспитанию и уход.

 

Постепенно, но целенаправленно пользуйтесь специальными рекомендациями, советами и инструкциями дефектолога, психолога, педагога, логопеда. Предлагаю некоторые из них:

– учите ребенка разным способам общения;

– учите основным правилам поведения;

– развивайте навыки самообслуживания;

– формируйте умения, которые помогут преодолеть стрессы;

– проявляйте и развивайте творческие способности вашего ребенка;

– развивайте зрительное, слуховое, тактильное восприятие с помощью игры.

 

Создайте в семье среду эмоциональной безопасности:

– воспитывайте ребенка в атмосфере любви, уважения и добра;

– придерживайтесь режима дня;

– избавьтесь от всех факторов, которые могут вызвать у ребенка страх или отрицательную эмоциональную реакцию;

– посещайте группы поддержки и взаимопомощи, где можно облегчить чувство изоляции, эмоциональной тревоги, поделиться как своими успехами, так и проблемами.

 

Воспитывая ребенка с особыми потребностями, учитесь:

– уважать своего ребенка;

– воспринимать его таким, какой он есть;

– позволять ему быть собой;

– хвалить и поощрять к познанию нового;

– стимулировать к действию через игру;

– разговаривать с ребенком, слушать его, наблюдать за ним;

– развивать его сильные качества.

 

Воспитание и развитие каждого ребенка происходит при определенных условиях и под влиянием других лиц. Каждому, кто воспитывает детей с особыми потребностями, всегда необходимо помнить слова великого ученого И. Павлова: «...Ничто не остается незыблемым, а все всегда может измениться к лучшему. Лишь бы были созданы соответствующие условия».

 

– Расскажите, куда взрослые, воспитывающие детей с особыми потребностями, могут обратиться за квалифицированной поддержкой профессионалов?

 

– Если вы воспитываете ребенка с особыми образовательными потребностями и не можете определиться, в каком учебном заведении он получит соответствующую коррекционную помощь, обращайтесь к специалистам Инклюзивно-ресурсного центра (учителя дефектологи: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, практический психолог, реабилитолог).

Нужную вам информацию можете найти на сайте территориального отдела образования Александровского района г. Запорожья.

 

Пройти комплексную оценку с целью определения особых образовательных потребностей ребенка и получить консультацию специалистов вы можете по адресу: г. Запорожье, ул. Запорожская, 13А. Телефон 787-61-11.

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
ПОРОГИ
РОСТ
МИГ
ПОЗИЦИЯ
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
MISTO.ИНФОРМ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |