Внезапно трудно дышать и темнеет в глазах. Через мгновение над Женькиной кроватью уже суетится медсестра.
— Врача, быстро позовите врача! Девчонка потеряла сознание, — надрывается на все отоларингологическое отделения.
— Да где же его искать? Сейчас седьмая, остался только дежурный... Сейчас, сейчас, — едва перебирая ногами, плетется к телефону ее напарница по изменению в выцветшем халате. Уже в трубку:
— Где, где Петрович? Срочно на седьмой этаж!
— Галина Петровна, ну принесите же нашатырь и тахометр, — вопит сестра, что у кровати.
— И врача, и тахометр, — недовольно бубнит под себе под нос
по дороге в манипуляционную.
Женька медленно приходит в себя. То ли от нашатыря, который дрожащими руками под нос тычет совсем юная медсестра, то ли от криков. Сразу встает.
Медсестричка дергается, уже третий раз пытаясь натянуть «нарукавник», чтобы измерить давление.
— Тсс... А ну тихо, и так не слышно, — к соседкам по палате, несколько минут сидевших как вкопанные, а теперь заметно оживших и перешептывающихся между собой.
На пороге вырастает крепкий мужчина в белом халате.
— Что такое? — безэмоционально кивает долгожданный Петрович.
— Обморок, — голосом покойника отвечает медсестра. — Давление 60 на 40. Видите, бледная какая...
— Ничего, ничего, — приговаривая, прижимает к Женькиной груди холоднющий фонендоскоп. Дает таблетку и уже в дверях:
— Завтра утром как проснешься — ко мне!
В то утро Женьку таки выписали из больницы, где она неделю пролежала с гайморитом. Но выписали с новым диагнозом — вегето-сосудистая дистония. И длиннющим рецептом. Список на любой вкус — здесь и антидепрессанты, и нейролептики, подавляющие чувство страха, и травяной сбор, и витамины.
Сегодня такой диагноз — один из самых распространенных в Украине. Его ставят во время большинства приемов у невропатолога, кардиолога, психотерапевта.
Вам говорят, что Вы больны вегето-сосудистой дистонией, если видят проблемы в сердечно-сосудистой системе. Например, когда у Вас прыгает давление или нарушена частота сердечных сокращений, или просто болит в груди.
В дыхательной системе такую болезнь Вам диагностируют, если у Вас удушье, одышка или учащенное дыхание.
В желудочно-кишечной системе — когда тошнота, рвота, изжога, отрыжка, запоры, поносы, боли в животе.
В терморегуляцийний системе — озноб, повышенная потливость, волны жары и холода, скачки температуры.
В вестибулярной системе — головокружение.
В мочеполовой — учащенное мочеиспускание, зуд и боли в области гениталий.
Особенно часто «вегето-сосудистая дистония» звучит в кабинетах врачей, когда у пациентов эмоциональные расстройства. Тревога, беспокойство, повышенная раздражительность, утомляемость, сниженная работоспособность, внутреннее напряжение, плаксивость, расстройства сна и аппетита, различные страхи.
Насколько надо бояться такой распространенной болезни с таким ореолом бед?
— У меня дочь — терапевт с красным дипломом. Не купленным, честно заработанным. Причем не так давно, — делится столичный кардиолог из ведущего центра кардиологии, кандидат медицинских наук, а еще и врач в седьмом поколении Игорь Маньковский. — Так вот, когда я у нее допытывался, что такое ВСД, она мне говорит: «Понимаешь, это такой диагноз, когда врач не может определить болезнь — вроде все нормально, анализы неплохие, а человеку плохо». Об источнике болезни «ну экология глупая, неактивный образ жизни — надо витаминов больше употреблять, на природу ездить, спортом заниматься...» И все в этом духе... Потом она же объясняет, что так их учат в институте.
Маньковский многих преподавателей знает лично, со многими и сам учился. При встречах: «Ну, чему вы детей учите?» Те только руками разводят: «Ну...»
«Вот и вашего Петровича так научили», — констатирует.
Врач, который уже 27 лет лечит сердца, при встрече с такими петровичами сразу советует поинтересоваться, почему «вегето-сосудистая дистония». Ведь диагноза ВСД в современной медицине вообще-то не существует.
Неужели как с дисбактериозом — другой «болезнью», часто диагностируемой в Украине, но не признанной в развитом мире? «Свідомо» снова взялось штудировать европейскую и американскую медицинскую литературу — теперь в поисках термина «вегето-сосудистая дистония». В отличие от дисбактериоза, понятие встречается. Но — не как болезнь, а как симптом. Поэтому лекарства от нее нет ни в британском формуляре, ни в списке американской FDA, следящей за качеством пищи и лекарств.
Нет такого понятия «вегето-сосудистая дистония» и в международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения. Вообще-то это официальный документ для нашего Министерства.
Почему же наши врачи диагностируют такую «болезнь»?
— Пациент жалуется врачу, что сердце у него болит, голова кружилась, руки холодные, но почему-то потеют, утром тошнота, к вечеру шум в ушах, а ночью бессонница. А еще иногда приступы паники и даже обморок — на ровном месте», — объясняет врач-кардиолог Игорь Маньковский. — По правде говоря, врачу проще сразу заявить:«Да у вас, дорогуша, ВСД, чего же вы хотите?». И большинство именно так и делает.
А еще ВСД — это очень выгодно для тех врачей, которые получают комиссионные от продавцов лекарств.
Основной курс терапии, как правило, от четырех до шести месяцев. Все это время под контролем «врача» «больному» рекомендуют: препараты калия, кальция, витаминно-минеральные комплексы, сосудистые препараты, средства, улучшающие питание, обмен веществ, антидепрессанты. Ваш кошелек пригодится фармацевту и врачу. Но нужно ли это Вам?
— Это не болезнь, а симптом, свидетельствующий о нарушениях в организме, — подтверждает невролог, кандидат медицинских наук Марина Супрун. Постоянная участница международных конференций по неврологии, два месяца назад вернулась с последней в Бонне. Почти ежедневно приходится убеждать пациентов, что никакой «ВСД» они не больны.
— У вегетативной системы очень важная функция: она регулирует жизнедеятельность организма, — берется на пальцах объяснять невролог. — Вот представь, что человеческий организм — это школа и все, что в ней происходит, координирует директор. Так вот в нашем организме в роли директора — центральная нервная система.
В руках уже карандаш. Начинает рисовать схему:
— Этот директор регулирует работу всех без исключения органов, обеспечивая гармонию и целостность. Директор имеет двух заместителей — соматическую и вегетативную системы. Так вот, «соматика» координирует работу скелета и мышц, то есть отвечает за движение. «Вегетатика» — руководит деятельностью всех внутренних органов, желез и сосудов. Под ее кураторством и обмен веществ, и все связанные с ним функции: кровообращение, пищеварение, выделение, дыхание, размножение.
Что же делать когда врач вам ставит «вегето-сосудистую дистонию»? Во-первых, осознавать, что Вы совсем не обязательно больны. Хотя выяснить, о чем говорит ваш организм, конечно же, стоит.
Например, скачки давления и боль в груди могут быть тахикардией, кардиалгией или гипертонической болезнью.
Удушье, одышка — не дай Бог астма или пневмония.
А головокружение может оказаться беременностью. Которая, конечно же, не болезнь, а большой повод обрадоваться.
— Если ВСД не вызывает патологию, мы имеем один хороший рецепт. Будьте счастливы! — психотерапевт Татьяна Милаш уже не одного пациента «сняла» с антидепрессантов.
Вот главные залога «безВСД-шного» жизни от нее: бросить курить и поменьше алкоголя, а вместе с ним исключить кофе и энергетики. Как это ни банально, но здоровый сон был, есть и будет лучшим способом борьбы с усталостью, плохим самочувствием и стрессом.
Воздух, солнце и вода. «Гулять, побольше гулять и дышать», — говорит врач.
Спорт. Здесь для каждого свои критерии. «Тебе не подходят: высокоинтенсивные занятия с резкими движениями, упражнения, при которых голова оказывается ниже уровня груди, и упражнения вверх ногами. Идеальные тренировки: плавание, пилатес, йога».
— Запишись на массаж. Это настоящая психотерапевтическая процедура! Уже через пять минут в крови повышается содержание эндорфинов, — расплывается в улыбке врач. — Массаж расслабляет и способствует кровообращению.
Когда Женя через три дня после выписки пришла на обследование к лору, встретила Петровича.
— Вижу, нам уже лучше. Такая свеженькая. Таблеточки-то помогли?
— Ага, помогли. Очень...
На самом деле рецепт от Петровича остался невостребованным. В мусорной корзине. Настоящая причина обморока выяснилась на приеме у диетолога. Перед Петровичем девушка 12 дней была на строгой диете. И сознание потеряла от банального голода.
Мария ЗЕМЛЯНСКАЯ, бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Бердянска делового»
Комментарии:
нет комментариев