Я давно заметил, что о некоторых городах можно рассказывать, не произнося их названия. Сам я, например, часто пользуюсь словосочетанием «город за днепровскими порогами». И всем понятно, что речь идет о Запорожье. Точно так же – без упоминания названия, можно порассуждать, если возникнет надобность, о самом пологом городе Запорожской области – о Пологах.
Город с косой тоже, пожалуй, никто не спутает. Конечно же, это Бердянск, расположившийся на берегу Азовского моря. Вот что о нем, в частности, сообщает подробная «Энциклопедия Бердянска»: «3 ноября 1827 года были отмежеваны земли для причала и будущего города. Выгоду выбора этого места одобрил и император Николай Первый, посетивший Приазовье 20-21 октября 1828 года, следуя из Мариуполя в Крым. Много бурь-ветров пронеслось с тех пор над уютным городком, нашедшим пристанище у основания Бердянской косы».
Вот туда, в город с косой, над которым «много бурь-ветров» пронеслось, мы и отправились на минувшей неделе. Нас интересовало, насколько пострадал Бердянск от гибридной войны, развязанной Россией против Украины, и готовится ли он к очередному летнему сезону.
Кстати, если судить по заявлениям отдельных российских политиков, в открытую говорящих о том, что украинские города-порты на Азове Россия должна захватить, нельзя исключать, что вялотекущая гибридная война может в любой момент перерасти в горячую фазу. Кремлевские глашатаи так ведь и объявляют: нам, мол, нужно забирать Мариуполь и Бердянск. Я понимаю, что подобным образом может рассуждать только гопник из подворотни, но, вместе с этим, нужно помнить, что за этим гопником стоит одна из сильнейших армий Европы, обладающая колоссальным ядерным потенциалом.
Эх, нам бы сейчас на Бердянскую косу дюжину ракет со всесокрушающими боеголовками — из тех, которые сдали в утиль наши недальновидные правители на заре украинской независимости. Так ли бы нагло, как сейчас, вели себя кремлевские стратеги, если бы раз в неделю мы устраивали профилактику тем ракетам, наводя их… на какой-нибудь подходящий объект, скажем так, чтобы не использовать названия?
Но, увы, что утрачено, то утрачено.
Далеко ль от Бердянска до Севера?
Ой, очень даже далеко! – поспешит с ответом неподготовленный читатель. Читатель же хитрый, поступит чисто по-бердянски: вопросом на вопрос ответит: а разъясните, уважаемый, что вы имеете в виду под словом «Север»?
И я вынужден буду объяснить, что интересует в данный момент меня не географический полюс, находящийся на макушке земли, а… рыболовецкое судно «Норд», из-за которого в минувшем году Россия развязала против Украины экономическую войну на Азовском море, взяв блокаду донецкий Мариуполь и запорожский Бердянск. По сути, эта страна, претендующая на звание великой империи, стала вести себя откровенно по-пиратски – подло и гнусно. Настолько подло и гнусно, насколько ей позволяло ее величие.
А теперь конкретнее.
Рыболовецкое судно «Норд», название которого и переводится как «Север», было задержано – под флагом России, 25 марта 2018 года в украинских водах Азовского моря. На борту находился экипаж из десяти человек. Как тогда сообщила Госпогранслужба, украинский корабль морской охраны «остановил судно-нарушитель в 15 милях от Обиточной косы. В ходе осмотра судна пограничники обнаружили трал для лова рыбы и пять тонн морепродуктов. Судно было зарегистрировано в оккупированном Крыму, у команды на руках имелись российские паспорта, выданные в Керчи».
«Норд» после задержания, как об этом сообщали СМИ, отконвоировали в порт Бердянска. И поэтому с весны 2018 года север, образно говоря, сместился… в город с косой.
Что еще известно о «Норде»:
судно построено в 1989 году в российском Азове. Его длина — 23,6 м, ширина — 6,5 м, мощность главного двигателя — 165 кВт, чистая вместимость — 32 тонны. В том же 2018 году украинское Национальное агентство по возврату активов выставило судно на продажу.
И чтобы окончательно расставить все «і» под точками:
члены экипажа «Норда» нарушили сразу несколько законов. Во-первых, судно является украинским — в 2014 году его незаконно захватили в Керчи россияне. А судовладелец нарушил нормы международного морского права, заменив украинский флаг российским. По сути, это то же самое, что и выехать на трассу на ворованной машине с чужими номерами. Во-вторых, «Норд» незаконно вышел из закрытого Украиной порта Керчь: с июня 2014 года украинское правительство официально приостановило работу всех портов аннексированного Россией Крыма, гавани полуострова были закрыты для международного судоходства. Своим выходом из порта «Норд» нанес ущерб Украине, поскольку при выходе из порта [или заходе в него] судно должно уплатить положенные сборы государству Украина. В третьих, действия экипажа «Норда» расцениваются как браконьерство — он осуществлял лов рыбы в Азовском море по квоте Российской Федерации, на что не имел права.
По сути, «Норд» россияне, если выражаться понятным им языком орудующего в подворотне гопника, отжали. И отправили его на браконьерский промысел.
Должна ли была Украина его задерживать?
Обязана была!
И это взбесило Кремль, который приказал устроить охоту – в буквальном смысле слова, на все торговые суда, идущие в украинские порты, расположенные на Азовском море. А это Бердянский порт и Мариупольский.
А где сейчас «Норд», можно ли его увидеть?
Обещаю, увидим: миговцы как раз стали первыми журналистами, которым представилась возможность оценить – с причала, естественно, состояние судна, из-за которого началась блокада Бердянска и Азовского моря.
Блокадный год
При подведении итогов минувшего года, в Администрации морского порта Бердянск особо подчеркнули, что из-за российской блокады он получился очень непростым для предприятия: потери только в финансовом эквиваленте составили 18,5 миллиона гривен, портовики даже вынуждены были пойти на частичное сокращение работников. Но и в условиях блокады порт продолжал работать в штатном режиме и портовикам удалось осуществить [и начать] несколько важных проектов.
К примеру, жители Бердянска обратили нынче внимание на появившиеся в центре города канавы. Нет, это не подземные коммуникации ремонтируются, это порт ведет новую кабельную линию [от ТП «Запорожьеоблэнерго»]. Кроме этого, был выполнен ремонт подкрановых путей причалов №1, 2, 3, 4, а восстановление железнодорожной инфраструктуры порта находится на завершающем этапе. Собственными силами уже удалось восстановить более 90 процентов пути.
Дважды в течение года в Бердянске работал на углублении дна землесос Администрации морских портов Украины «Меотида». А сейчас бердянцы ждут результатов масштабного, дорогостоящего тендера на проведения дноуглубительных работ. После их проведения в порт Бердянска смогут заходить суда с большей загрузкой, что, конечно же, выгодно хозяевам грузов.
Успешным для бердянцев стал и эксперимент с обработкой нового и уникального груза — комплектующих для строящейся в регионе ветроэлектростанции.
Если же вернуться к злополучному «Норду»…
Начальник Администрации морского порта Бердянск Александр Барчан в разговоре с нами честно признался, что поначалу в эффективность блокады россиянами Азовского моря никто не верил. Нормальные люди были убеждены, что в современных реалиях такое просто невозможно. В смысле, не могут себя вести на морских просторах откровенно по-хамски цивилизованные люди. Но потом – к осени, когда в Бердянск пошел поток грузов, стало понятно, что цивилизация прошла где-то мимо московского кремля.
[Продолжение — в завтрашнем выпуске «МИГа»]
Комментарии:
нет комментариев