Промышленность и экология
Один из первых экологических законов появился в Древней Греции. Он предписывал вывозить городской мусор не менее, чем за одну милю от стен города. Но цивилизация росла и развивалась, и «миль от городских стен» перестало хватать на всех. Приходилось либо оставлять всё себе, либо везти под стены соседям. Что этих самых соседей не могло радовать! Не потому ли спартанцы вели себя так агрессивно, что из Спарты вся Греция решила сделать античную свалку?! Шутки шутками, но цивилизация не прекращала развиваться, а проблемы, соответственно, усугубляться!
Вековая (1750-1850 гг.) Промышленная революция внесла огромный перелом в развитие мира. Новые экономические отношения, новые технологии, невиданное доселе использование и усовершенствование транспорта, совершенно новый взгляд на политэкономику. В очередной раз романтики могли вздохнуть: «Мир уже никогда не будет таким, как прежде!». К сожалению, а, может и к счастью, сейчас нельзя доподлинно установить, какой была (и стала) экологическая ситуация тогда, когда произошёл фактически первый промышленный бум. Вряд ли тогда вообще могли проводиться какие-либо исследования. Всё-таки незнание – сила! Но рассказы о том, какая «рыба водилась в Днепре! С ног сбивала!», позволяют сделать вывод, что с экологией всё было более-менее нормально!
Однако, как шутят врачи, здоровых людей нет – есть необследованные. В двадцатом веке, который «порадовал» нас двумя мировыми войнами и не менее стремительным техническим прогрессом (впрочем, одно вытекает из другого. Война, как ничто другое, нуждается в активной работе инженерной мысли), экология сформировалась как наука и стала вести активную «самостоятельную» жизнь. Тогда-то проведенные «обследования» и показали, что Земля «нездорова»!
Инстинкт самосохранения у племён, народов, государств в соперничестве с другими племенами, нациями, странами всегда, исключая совсем уж «бесперспективные» случаи, стоял выше, чем другие интересы. Поэтому гонка сначала промышленных, а затем, как следствие, и военных мощностей диктовала свои условия. Одним из этих условий было, конечно же, полное отсутствие сантиментов в отношении Природы (под этим словом подразумевается, как природные ресурсы, флора, фауна, так и человек; но не «человекодень», которым промышленность никак не может пренебречь, а, так сказать, «человекочеловек»). И поначалу такое отношение приносило свои плоды. Для нашей страны успехи в промышленности стоит связывать в первую очередь с 30-ми годами двадцатого века. «Человек сказал Днепру:/ Я стеной тебя запру…» и т.д. Широкое использование природных ресурсов воспринималось тогда как победа над непредсказуемыми силами Природы, как укрощение стихии. Теперь же такой подход стал восприниматься как воровство, даже скорее как кража у Природы. Но какая ирония судьбы! Лозунги в защиту Природы произносятся чаще всего в кабинетах, освещённых электричеством какой-нибудь «проклятой» ГЭС или («о, ужас!») АЭС, в кабинетах с дорогой мебелью из натурального дерева, в зданиях, стоящих на чернозёмной богатой земле…
Итак, как мы видим, все экологические проблемы так или иначе связаны с промышленностью. Рассмотрим ещё раз (уже в который раз!) основные экологические проблемы.
Одним из наиболее часто употребляемых в последнее время слов является слово «энергоносители». Современное общество без энергетики – это парализованное общество. Довольно большая часть промышленности работает именно в сфере получения энергии: ТЭС, ГЭС, АЭС, нефтяные вышки, нефтегазотрубопроводы и т.д. В чём заключается проблема? Во-первых, само появление энергодобывающих предприятий приводит к серьёзным экологическим последствиям. Особенно это касается ГЭС, возведение которых связано с серьёзным вмешательством в «дела природы»: колоссальные работы в русле реки и затопление больших площадей при создании искусственных морей плотинами ГЭС. ТЭС вносят значительный вклад в выбросы CO2 и других веществ в атмосферу, хотя доля этих выбросов не идёт ни в какое сравнение с выхлопом автомобилей. Специалисты утверждают, что с точки зрения экологической безопасности АЭС значительно менее вредны, чем ГЭС или ТЭС. Особенно с точки зрения выбросов в окружающую среду. Даже радиоактивное излучение при нормальной работе станции должно локализоваться системой безопасности. Главная опасность состоит в просчётах при проектировании, ошибках при эксплуатации и, наконец, в возникновении аварийных ситуаций. В этом случае из самого безвредного предприятия АЭС превращается в глобальную проблему. К сожалению, мы имеем наглядный тому пример. Поэтому экологическая безопасность АЭС в очень высокой степени зависит от ответственной работы и на стадии проектирования, и на стадии эксплуатации.
Однако главной энергетической проблемой становится исчерпание ресурсов. Уже тысячи раз проводились подсчёты, на сколько лет нам хватит того, этого и другого. Поэтому не имеет смысла повторяться. Стоит, впрочем, заметить, что в данном случае интересы промышленников и экологов совпадают. Сегодня и те, и другие, как никогда, заинтересованы в использовании альтернативных источниках энергии: биомассы, Солнца, ветра и т.д. В европейских странах этот переход уже начался, но сами европейские промышленники в открытую говорят о сомнительных достоинствах такой системы. Так, глава одной из южногерманских торгово-промышленных палат заявил, что, конечно, можно заметить большое количество ветряных генераторов энергии, и они действительно дают ток, но, конечно же, они не в силах, обеспечить энергией нормальное производство (только около 2(двух!)%) и электроэнергия поступает с французских станций, которые находятся совсем недалеко. Так что, не смотря на «головокружительные» одиночные успехи, отказываться от традиционных источников энергии пока рано.
Неразрывно связан с энергией транспорт. И в этой сфере также часто встречаются успешные, экологически безопасные проекты, вроде электромобилей и т.д. Но большинство транспортных средств продолжает использовать горючие материалы. И, как уже отмечалось выше, именно транспорт (в первую очередь – наземный и воздушный) даёт очень высокую долю выбросов в окружающую среду: более 90% всех свинцовых выбросов, более 50% всех выбросов NO2 и более 30% всех летучих органических составляющих. Транспорт выделяет 22% всех выбросов СО2. В данном случае какие-либо размышления о реформировании автомобиле- или самолётостроения бессмысленны, так как влияние нефтяных компаний в мире, и это нужно осознать, настолько значительно, а их доходы настолько велики, что ни о каких электро-, водо- или, допустим, парусомобилях речь сейчас даже не идёт! Хотите поговорить об окружающей среде? Узнайте сначала последние цены на баррель нефти!
Металлургические предприятия являются источниками загрязнения пылью, оксидами углерода и серы. Доменное производство даёт помимо этого сероводород и оксиды азота, а коксохимическое – фенолы, аммиак, синильную кислоту и т.д. На долю предприятий черной металлургии приходится 15-20% общих загрязнений атмосферы промышленностью, что составляет более 10,3 млн. т вредных веществ в год, а в районах расположения крупных металлургических комбинатов - до 50%.В среднем на 1 млн.т годовой производительности заводов черной металлургии выделение пыли составляет 350, оксида углерода 400, оксида азота - 42 т/сутки.
Черная металлургия является одним из крупных потребителей воды. Водопотребление составляет 12-15% общего потребления воды промышленными предприятиями страны. Кроме этого крупные комбинаты занимают большую площадь, что предполагает отчуждение земель.
Из большого объема промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть - 1-2%. В этот объем входят и выбросы предприятий военно-ориентированных отраслей, оборонной промышленности, являющейся значительной составной частью машиностроительного комплекса. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных - с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей.
Нельзя не упомянуть и о сферах, не связанных с промышленностью напрямую, но зависящих от неё. Считается, что сельское и лесное хозяйство занимают около 80% территории суши. Глядя из окна, верится с трудом, но, скорее всего, так оно и есть. Если бы эта статья посвящалась исключительно сельскому хозяйству, то её наверняка начинал бы эпиграф - отрывок из песни «Я – сын Украины» (исполнитель «Секира Перуна»)
«Сонце сходить над полем,
Чоловік йде працювати,
Віддаючи надії небу,
Щоб насіння дало сходи.
Буде дощ - буде хліб,
Буде чим годувати родину.
Білі Діти чекають вдома,
Сонце сходить над Україною!»
Крестьянин – это (в идеале, в традиционном понимании) опекун почвы, её друг и её сын. И отношение к земле у него должно быть такое же. Но сколько уже прошло лет с тех пор, когда крестьянин шёл на работу в поле, «отдавая надежды небу», разговаривая с землёй, относясь к ней, как к кормилице его и его детей? Пожалуй, даже 30-40 лет назад «культ земли» был ещё достаточно развит. К бережному отношению к земле, к хлебу приучали с малых лет. Стоит вспомнить даже такой интересный факт. Во времена СССР танкисты довольно часто проводили учения или же просто выполняли, например, перегон боевых машин (сейчас-то такого и в помине нет. Во время «оранжевой» революции технику погрузили на вагоны, подержали, потом сняли и разъехались по частям). При этом, если того требовала ситуация, позволялась такая вольность, как переезд через железнодорожные пути, что приводило, конечно же, к разрушению путей и, следовательно, к простою транспорта. И никаких последствий такой «тактический ход» не имел! На войне, как на войне! Но, ни дай Бог, танки двинулись через хлебное поле! Тогда уж доставалось всем! Кажется, вполне яркий и достаточный пример! Но всё чаще на земле работают люди, которые не имеют именно такой духовной, можно сказать, «мистической» связи с землёй. Поэтому вместо разговоров, обрядов и молитв земле достаются «отборные» пестициды, «биоактивные» вещества, азотные удобрения, попадание в открытые водоёмы и т.д. и т.п. Большое количество плодородных земель теряется из-за безответственного хозяйствования. Лесное хозяйство находится в ещё более критическом положении. 1% лесов уничтожается ежегодно пожарами, 40% подвержены различным болезням, вследствие повышенной кислотности (снова-таки вернёмся к промышленности, которая регулярно «ликвидирует дефицит» кислот и щелочей. Строчка «чёрного» юмора. Дети, живущие около промышленных предприятий лучше запоминают таблицу Менделеева. Это у них в крови!). Не забываем также и о непосредственном вмешательстве человека! А главное, не забываем об этом в преддверии Нового года, выбирая пушистую ёлку!
Но о проблемах можно говорить долго, а перечислять проценты, тонны, доли можно ещё дольше. Ситуация сложная и это понятно всем, но выход из этой ситуации не очень-то и очевиден! Посмотрим на это радикально! При этом сразу отметаем предложения некоторых «энтузиастов», закрыть все предприятия, заглушить все моторы и идти жить в леса и на луга. Насколько известно, эволюция не предполагает обратного движения.
Стоит обратить внимание на учение Вернадского о ноосфере. Идея более реальная и перспективная, но только теоретически. Как реализовать идею об «интеллектуальной» оболочке Земли на практике, не понятно! Как говорил герой одного американского мультфильма, «коммунизм, конечно же, лучше. Но это в теории…». Однако, несомненно, надо стремиться к воспитанию действительно разумного, сознательного и ответственного человека. Только его наличие даёт смысл существованию очистных сооружений, электромобилей и всего прочего. Никакие экологические патрули или природоохранные дозоры не заставят директора или собственника завода поступиться частью своей прибыли, защищая абсолютно абстрактное понятие «природа». Так же не прекратится никогда планомерное засорение лесов и берегов рек «туристами». Если только эти «туристы», директора, владельцы «заводов, газет, пароходов» не начнут самостоятельно понимать свою ответственность перед настоящим и будущим. Сейчас почему-то (хотя, понятно почему…) считается хорошим тоном упомянуть при обсуждении экологических проблем Советский Союз, как главного губителя Природы. При этом никто не говорит о том, что сейчас-то на Природу как раз вообще не обращают внимания. И губят её ничуть не меньше, чем когда-то. А если смотреть правде в глаза, то и больше! И никто не говорит ещё об одной важной вещи. Да, понятно, индустриализация, эксперименты в Средней Азии и прочее, и прочее проводились в противоречии с Природой. Но сколько за 70 лет деревьев было посажено пионерами! Пусть глобально это проблему не решает, но сам факт! Росли люди, насадившие в детстве целые рощи! У отца автора желание посадить просто так деревце есть, а у автора нет! Два поколения воспитывались разными методами. В 90-х годах посадка деревьев у школы – это «отработка» для галочки, но не для души. Где же, где же эта романтика: «…и на Марсе будут яблони цвести…»?! Нет! Потому нет и ответственности! Потому и царапают на деревьях «здесь был я» (все очень рады!), поэтому и пропадают урожаи, поэтому же закат в Запорожье приобретает романтичные оттенки! Зеленовато-фиолетовые…
Итак, кто бы, что ни говорил, но поменять ситуацию (и не только в экологии) могут только совершенно новые люди, с совершенно новым мировоззрением, воспитанные так, чтобы они даже представить себе не могли, как, например, можно отдать приказ ночью выбросить в атмосферу миллионного города «немного» разноцветных отходов!
Дмитрий ЕГОРОВ
21.06.2009
Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции