31
от автора

Дмитрий ЕгоровВ один прекрасный зимний день (когда уже была написана и опубликована туча статей на тучу тем) я понял, что не хочу быть журналистом. По одной «заурядной» причине: я не хочу брать интервью, я хочу, чтобы интервью брали у меня… Так, чтобы и то, и другое – бывает редко.
Такая же одна «заурядная» причина заставляет всё равно садиться за клавиатуру время от времени. Как говорил Жванецкий, писАть и пИсать нужно, когда уже невозможно терпеть. Терпеть окружающую действительность, правда, часто нет сил. Вот и приходится «глаголом жечь сердца людей»…
А вообще, конечно, как говорила фрау Майнхоф, «Журналистика – фуфло, надо делать революцию!».

последние статьи
контакты

E-mail:

ДМИТРИЙ ЕГОРОВ

Внешнее независимое оценивание, Болонский процесс, Сизифов труд, толчение воды в ступе…

Внимательный читатель заметит, что заглавие статьи состоит из словосочетаний (в том числе и устоявшихся), которые значат бессмысленную, бесполезную (иногда трудную) работу. Но если третий, четвёртый и возможные последующие обороты существуют исключительно в фольклоре, то с первыми двумя учащейся молодёжи приходится сталкиваться в жизни. И всё больше. И всё чаще.

Странные дела в образовании начали происходить ещё во время внедрения 12-балльной системы. Практических положительных перемен новая система не принесла и, насколько мне известно, не приносит по сей день. Правда же, от осознания того, что «1 балл также является положительной оценкой, характеризующей знания и работу ученика», 1 балл получать всё равно не хочется. Одно было (и остаётся?) хорошо в 12-балльной системе. Вчерашние троечники имеют возможность радостно демонстрировать дневники и табели, набитые «пятёрками».

Далее последовал переход к 12-летнему образованию. То ли некоторые весёлые (если не сказать «смешные»), но мало полезные предметы (уроки толерантности, религиоведение…) перестали влезать в 10-летнюю школьную программу, то ли ещё какая причина нашлась. Но она, конечно, была очень веской, чтобы принимать в школы 6-летних малышей, а в выпускных классах держать уже 18-летних «дяденек и тётенек». Ведь с учётом акселерации так оно и будет.

В ВУЗах страны в это время внедряли модульно-рейтинговую систему обучения, называемую Болонской системой, в честь (хотя разве это честь?) города, в котором европейские страны решили объединить своё высшее образование единой системой. Одной из положительных сторон этого нововведения Министерство образования и науки  (а ещё больше ВУЗы страны) называли возможность продолжить обучение в Европе («Кричали женщины «ура», и в воздух чепчики бросали!»). Понятно, почему об этом мечтают тысячи студентов. Непонятно, почему об этом мечтает государство! 5 миллионов трудовых эмигрантов, видимо, мало. Кроме всего прочего, Болонский процесс в украинские ВУЗы принёс ещё и полную неразбериху с правилами. Поначалу преподавателям приходилось проявлять серьёзную инициативу и смекалку. Потому что и им никто не мог чётко объяснить, в чём суть нововведений. (Кроме, конечно же, возможности продолжать обучение в Европе!) И нет ничего удивительного и зазорного (для преподавателей, а не для министерства) в том, что многие уважаемые и заслуженные люди предпочитают ставить оценку студенту «по старинке», а уже потом «прикидывать», сколько «старая» «3», «4» или «5» будет «весить» по 100-балльной системе.

И, наконец, венцом творчества (или нас ждёт продолжение?) Министерства образования и науки стало Внешнее независимое оценивание. Пока ещё неясно, куда приведёт эта дорога, вымощенная исключительно благими намерениями остановить несправедливость и коррупцию в институтах и, наверное, школах тоже. Но уже и к этому нововведению много вопросов и претензий. Главная, пожалуй, состоит в том, что человек не машина. Ему свойственно волноваться, забывать, путать, хитрить, угадывать… Тесты ничего такого не предусматривают. Даже письменный экзамен полностью этого не учитывает. В результате, человек, впервые увидевший вопросы, может сдать тест на 100%, если правильно сойдутся звёзды. Человек же, старательно отработавший в течение 10 лет учёбы, но пришедший на экзамен в плохом настроении или, скажем, с недомоганием, будет обречён на провал, если не сумеет сконцентрироваться. Тогда как устный и даже письменный экзамен позволяют экзаменаторам в разговоре с экзаменуемым выяснить более-менее точно уровень знаний.

Да и вообще ко всем реформам в сфере образования невольно возникают серьёзнейшие вопросы. Неужели так плоха была 5-балльная и 10-летняя школьные системы? Прочтите статью о Юрии Гагарине (с. 3). Человек закончил 7 классов - и полетел в космос. Чем плоха была старая добрая студенческая система «от сессии до сессии»? Королёву она почему-то не помешала со временем отправить в тот же космос первый в мире искусственный спутник, Белку и Стрелку, первого человека, вывести первого человека в открытый космос. Почему Россия не очень-то и торопилась в Болонский процесс, Европа уже отказывается от него, а Украина, наоборот, с радостью углубляет и расширяет изменения? В то время как ректор одного из швейцарских ВУЗов назвал целью новой системы «получение баллов, а не знаний», на Всеукраинской студенческой конференции продолжается риторика о «евроинтеграции и демократизации». Нет никаких сомнений, в том, что «западная» модель обучения хороша, хороша по-своему, в чём-то идеальна. Но так ли плоха своя собственная, чтобы ломать её?!

Дмитрий ЕГОРОВ

08.06.2009


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в