20 декабря – день создания органов ВЧК-КГБ
О нелегалах, самой высокой категории разведчиков, как-то вообще не принято писать, тем более при их жизни. За каждой судьбой стоят секретные методы подготовки, шифры, тайники, документы, промежуточные страны, через которые нелегалов выводили к месту оседания. Кроме этого, «источники» информации, работавшие на нашу разведку, могут быть еще живы.
Об одном из таких разведчиков – уроженце Запорожской земли, прототипе главных героев в кинофильмах «Щит и меч», «Салют, Мария!», «Майор «Вихрь» – Федоре Хилько, наша беседа с руководителем общественной организации «Центр «Запорожский край» Валерием Тетеревым.
– Хилько Федор Ильич родился в 1925 году в селе Дармштадт (ныне – Ромашки) Мелитопольского района. Его детство и молодые годы мало чем отличаются от судеб людей его поколения. Правда, учился он в немецкой школе, поскольку она располагалась в поселении немцев-колонистов. Являлся секретарем комитета комсомола школы. Когда началась война, ему было 16 лет. Как и многие сверстники, рвался на фронт, писал заявления в военкомат. В результате, из таких же как он 16–17-летних ребят был сформирован добровольческий комсомольский инженерный полк в составе Южного фронта, который после неоднократных переформирований дошел почти до Берлина как штурмовая комсомольская инженерно-саперная бригада. Хилько принимал участие в налаживании переправ, подрыве мостов, шесть раз ходил с разведывательными заданиями в глубокий тыл противника. За участие в Великой Отечественной войне он удостоен трех боевых орденов и ряда медалей.
Поворот в его судьбе настал под конец войны. Командованию бригады стало известно, что он в совершенстве владеет немецким языком. После очередного рейда в тыл врага, когда ему с товарищами удалось захватить в плен немецкого генерала, Федором заинтересовались представители органов госбезопасности. А с мая 1945 года Хилько становится военным переводчиком в подразделениях военной контрразведки группы советских войск в Германии. Но Федор мечтал закончить десятилетку, поступить в институт, и в 1950 году его просьбу удовлетворили и уволили из органов госбезопасности. Думал ли он, что через 7 лет снова придется вернуться к этой работе?
«На гражданке» Федор пошел работать станочником на Мелитопольский моторный завод, поступил на заочное отделение Института механизации и электрификации сельского хозяйства. Женился, в семье появились двое детей. На работе пользовался авторитетом, его избрали председателем завкома, затем – секретарем парткома завода.
Но в 1957 году Хилько вновь пригласили на службу в органы госбезопасности, предложили пройти спецподготовку и выехать в качестве нелегала на оседание в одну из европейских стран. Естественно, при этом учитывались и великолепное знание немецкого языка, пройденный фронтовой путь, положительные характеристики представителей военной контрразведки.
Самым сложным при принятии решения было то, что ехать надо было одному, без жены и детей. Но после некоторых раздумий он все же дал согласие.
Временной страной пребывания для Хилько стала Германская Демократическая Республика. Здесь ему пришлось прожить больше года, закрепляя среди окружающих свою уже новую легенду, по которой ему предстояло жить в основной стране пребывания – в ФРГ. В соответствии с ней он выступал в роли беглеца на Запад, прорывавшегося через «железный занавес», чтобы «дышать воздухом свободы». Он имел на руках рекомендательные письма к конкретным влиятельным людям с просьбой помочь обустроиться на новом месте и биографию со знатной в прошлом родословной…
Уже находясь в ФРГ, благодаря упорству и природной одаренности, он сам вскоре стал процветающим бизнесменом, устанавливал и поддерживал контакты с учеными, министрами и даже с первыми лицами некоторых государств и их близкими родственниками, не подозревающими, что имеют дело с советским разведчиком-нелегалом. На связи имел ценные источники из числа сотрудников посольств, министерств обороны и иностранных дел. Поступающая от Хилько информация получала высокую оценку в Центре и даже от политических лидеров СССР. Жизнь в роли нелегала растянулась на 17 лет.
По возвращении на родину Хилько скромно жил в Киеве на полковничью зарплату, а потом пенсию. За ратный труд в мирное время Федор Ильич награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и уже в годы независимости Украины – орденом «За заслуги» III степени. Буквально до последнего дня своей жизни Хилько оставался с разведкой, передавал свои знания и опыт молодым разведчикам, обучал их практическим навыкам, готовил к нелегкой жизни в заграничных условиях. Не стало Федора Ильича Хилько в 1999 году.
Об удивительной судьбе нашего земляка широкой общественности стало известно совсем недавно из рассказа бывшего запорожского журналиста, а ныне руководителя пресс-службы Службы внешней разведки Александра Скрипника «Украинский след в разведке», вышедшей в нынешнем году в одном из киевских издательств. На нее наверняка обратят внимание те, кто интересуется историей спецслужб.
Александр Скрипник в течение нескольких лет собирал материалы, встречался с ветеранами разведки, их родственниками, изучал архивы. В результате получилось художественно-документальное произведение, где не только талантливо изображены наиболее яркие и выдающиеся украинские разведчики, но и представлены самые интересные «шпионские» операции.
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
нет комментариев