А ведь доля МВФ в заимствованиях Украины не так уж велика, чтобы подчиняться любым кабальным условиям: наш нынешний долг – около 12 млрд долл. Золотовалютные резервы покрывают его с лихвой. Это значит, что Украина может рассчитаться по всем уже взятым траншам. Да, высокой ценой, ценой резервов, которые долго накапливались. Но при этом полностью снять с себя все политэкономические «обязательства» – и проводить свои, а не навязанные реформы. Кроме того, выплатив долг хотя бы МВФ немедленно, мы высвобождаем для себя немалые средства в ближайшем будущем. Так, в 2017–2020 годах Украина должна была выплатить фонду 6 млрд долл.! Избавившись от задолженности, эти деньги в течение тех же 4 лет можно использовать по собственному усмотрению: наполнять опустошенные золотовалютные резервы, инвестировать в инфраструктурные проекты, давать льготные кредиты бизнесу. За 4 года промышленность, IT, агробизнес могут такие инвестиции удвоить или даже утроить.
Любо-дорого
Изначально новая власть в 2014 году договорилась с МВФ о кредитовании по программе Stand by. А это означало, в том числе 3%-ную годовую ставку (точнее, почти 4%-ную с учетом различных комиссий). Это низкая ставка, и можно было говорить о получении «дешевых» денег, в которых Украина тогда реально нуждалась.
К слову, тогда же был согласован и хитрый механизм выплат кредита: первые два года – «льготный» период, в течение которого Украина должна была выплатить проценты, в следующие три года необходимо было бы возвращать уже тело кредита. Такая «льгота» от МВФ в то же время являлась и предохранителем от самостоятельных действий Киева: вернуть деньги, чтобы сэкономить на процентах мы бы уже не могли – проценты-то уплачены сразу.
Но в 2014–2015 году ситуация в экономике обострилась еще сильнее, чем ожидали эксперты – и потому программа кредитования Stand by была свернута, а Украина и МВФ заключили новое соглашение о новых кредитах по новым условиям. Среди этих условий – плавающая кредитная ставка от 4% до 7% годовых. Условия ухудшились намного – и о «дешевых» деньгах вряд ли стоит говорить.
Саакашвили и костыли
Уж насколько прозападный и проамериканский политик Михаил Саакашвили, но и тот осенью прошлого года, когда вопрос с выделением транша МВФ Украине подвис в воздухе, философски отметил: дать-то деньги дадут, только они Украине не нужны. «Страна должна стоять на своих двух, а не двигаться на костылях. На костылях далеко не уйдешь…» – сказал тогда Михо. И добавил совсем уж вроде бы крамольное: «МВФ – это хирург, который приходит и говорит: «У тебя палец разболелся? Я тебе руку отрежу».
Саакашвили сослался на опыт Грузии, которая якобы отказалась от сотрудничества с МВФ, причем даже в аналогичных обстоятельствах – во время и после военного конфликта с Россией. Зоркий глаз советника министра внутренних дел Антона Геращенко тогда разглядел дезинформацию. И, желая обелить сотрудничество Украины с фондом, сей умник привел данные о траншах, полученных Тбилиси во время правления Саакашвили. Геращенко в данном случае прав: например, в 2008-м году Грузия запрашивала 750 млн долл. финансовой помощи на послевоенное восстановление. Но прав и Саакашвили: еще с 2003-го года, его первого президентского года, у Тбилиси были особые отношения с МВФ: деньги – давайте, консультации и рекомендации можете оставить при себе. У экс-губернатора Одесской области практичная и в чем-то даже циничная позиция и в Грузии, и в Украине: стране, которая находится в открытом конфликте с Россией США помогать будут все равно, так зачем соглашаться на какие-то требования? Интересно, что даже после ухода Саакашвили из грузинской политики и даже попадания его в опалу, новая власть страны стоит на аналогичных позициях: совсем недавно грузины отказались увеличивать налоги, хотя МВФ это настойчиво рекомендовал.
Вообще «резюме» Международного валютного фонда выглядит не ахти. Финансиста с такой историей вряд ли уже взяли бы куда-то на работу. Чем более плотно страна сотрудничает с фондом, тем глубже опускается в болоте политических и экономических кризисов. Вплоть до распада страны, как это произошло с экс-Югославией, хотя там, конечно, и других центробежных факторов было достаточно.
Зато есть отличный противоположный пример. В 2013 году Ирландия отказалась от финансовой помощи ЕС и МВФ (признавая при этом еще и 85 млрд долл. долга перед фондом). И уже за 2015-й год Ирландия отчиталась о 26%-ном росте ВВП! Огромный рост вообще, и в особенности – для стабильной, медленно растущей Европы. Безусловно, этого результата удалось добиться не просто отказом от кредитов, а целым рядом реформ. Но Ирландия доказала, что не жить в долг можно и нужно.
Игорь ОВДИЕНКО
Комментарии:
нет комментариев