Под видом земельной реформы в Украине может быть создана новая схема для чиновничьей коррупции
Владельцы сельскохозяйственных земель могут быть счастливы – уже через пару лет земля станет легальным товаром, который можно будет покупать и продавать «в белую». В опубликованном на сайте Госземагентства законопроекте «О рынке земель» датой отмены моратория на свободную куплю-продажу сельхозземель указано 1 января 2013г. Однако на этом поводы для радости заканчиваются.
Чиновники предусмотрели ряд ограничений, которые позволяют снизить конкуренцию на этом рынке. Правом покупки-продажи смогут воспользоваться только граждане Украины, а также местные органы власти и государство. Последнее будет выступать под длинным названием «Государственное специализированное учреждение по управлению землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности». Чиновники для простоты ввели сокращенное название – Земельный фонд. В случае успешной консолидации порядка 4 млн. га сельхозугодий Земфонд станет крупнейшим в Украине держателем этого актива. Фактически ему будет принадлежать каждый седьмой-восьмой гектар украинской пашни.
Идею создания такого оператора чиновники позаимствовали в ЕС. Мировой опыт показывает, что при условии отсутствия коррупции эффективное государственное регулирование рынка сельскохозяйственных земель может успешно осуществляться специализированным учреждением, которому государство делегирует функции регулятора рынка и распорядителя государственных земель. Примерами таких учреждений являются BVVG в ФРГ, SAFER во Франции и т.д. Успели учредить такие структуры и постсоциалистические страны. Создание специализированного госучреждения для управления сельхозземлями – обычная практика в странах Центральной и Восточной Европы. Так, в Польше земельными ресурсами занимается Агентство сельскохозяйственной собственности, в Румынии – Госагентство собственности, в Словакии и Чехии – Госземельные фонды.
Однако если за границей подобные структуры справляются со своими задачами довольно успешно, в нашей стране все может сложиться по-другому. Основное отличие статуса таких учреждений в европейских странах от варианта, предложенного в Украине, состоит в том, что в состав такого органа вводятся представители сельскохозяйственных профсоюзов либо корпораций, что свидетельствует о сбалансированности государственных и частных интересов. В Украине же, похоже, чиновники хотят оставить все под своим контролем.
Самое вкусное
В законопроекте «О рынке земель» деятельности Земфонда уделено всего лишь два абзаца. Ими определяются только самые общие моменты работы учреждения, а более подробное определение его функций, вопросы финансирования, ответственности и т.д. отданы на откуп Кабмину. Такое положение вещей сразу же насторожило юристов. «Неурегулированность на законодательном уровне порядка создания и функционирования такого органа и передача таких полномочий правительству, безусловно, является лазейкой для возможных злоупотреблений», – утверждает Елена Воронцова, партнер юркомпании «Эйдиком».
Негативным моментом является то, что в данном проекте закона не выписаны функции и права этого специализированного учреждения. Поэтому все будет сводиться к необходимости разработки дополнительных нормативных актов исполнительных органов власти. И не факт, что в них будут отсутствовать положения, лоббирующие интересы отдельных бизнес-групп.
Наблюдатели отмечают, что если четкие правила игры будут отсутствовать и в подзаконных нормативно-правовых документах, чиновники Земфонда смогут использовать его ресурсы в корыстных целях с помощью нескольких схем.
Первая же возможность для заработка возникнет при продаже земли фонду. «Поскольку подобные приобретения будут проводиться за счет госсредств, это создаст условия для коррупции при выборе и оценке земельных участков для покупки, – говорит Тимур Бондарев, управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger. – Распорядители средств, и весьма немалых, учитывая объект покупок, наверняка смогут учесть в такой процедуре и свои интересы». И поскольку Земфонд получит право первоочередной покупки, то при наличии достаточного количества «аргументов» для работника фонда продавец сможет продать землю фонду по максимально возможной цене.
При второй схеме работники фонда могут выступить фактически шантажистами. В случае если приоритетное право покупки земли получат Земфонд и граждане, что установлено законопроектом, остается угроза потери агрохолдингами контроля над землей. Возможна ситуация, когда у какого-то нечистоплотного чиновника возникнет необходимость «похозяйничать» на земле холдинга в чьих-либо интересах или за вознаграждение. И он, действуя от имени фонда, может на основании приоритетного права выкупа приобрести часть контролируемой холдингом земли с последующей ее продажей конкуренту. Возможен и другой вариант, когда специально может приобретаться один или несколько выставленных на продажу участков на поле, целиком арендуемом каким-либо агрохолдингом. Это приведет к тому, что на этой земле будут работать два или более предпринимателя, что резко снижает эффективность ее обработки для агрохолдинга. Для того чтобы такой чиновник «не мешал» агрохолдингу работать на остальной части поля, последнему придется его «отблагодарить».
Кроме этой схемы, чиновники Земфонда получат еще одну возможность «зарабатывать» на госпашне. Например, дабы фонд не выставлял на продажу землю, арендующий ее предприниматель будет вынужден искать «аргументы» для чиновников Земфонда.
Третий блок схем, которые смогут использовать «фондовики», может быть задействован при продаже земли. И это несмотря на то, что в законопроекте «О рынке земель» указано, что госземли могут быть реализованы только на аукционах. «Возможность продать «нужным» людям будет существовать всегда, даже если государство сможет организовать продажу земельных участков через земельные аукционы. Ведь практика госзакупок довольно богата на разного рода схемы, которые будут применимы и, например, к земельным аукционам. Важное значение будет иметь порядок определения Земфондом того, какие земельные участки выставлять на продажу. Отсутствие такого порядка даст возможность принимать субъективные решения даже на уровне «телефонного права». В таком случае возможно комбинирование лотов из нескольких земельных участков, которые будут неинтересны для потенциальных покупателей. При этом купят такие лоты, скорее всего, те, кто будет наверняка знать, что «не привлекательную» часть фонд выкупит». Кроме того, у чиновников Земфонда будет значительное преимущество – доступ к полной информации о таких земельных участках, времени и месте их продажи.
Учитывая особую роль данного учреждения, его важность в создании эффективного рынка земли, необходимо, чтобы его полномочия, функции определялись законодательно, с учетом интересов общества в целом, а не отдельных бизнес-групп. В противном случае довольно высока вероятность того, что Земельный фонд станет очередным способом для заработка приближенных к власти чиновников, что может снизить инвестпривлекательность агропромышленного сектора Украины.
Созданием Земельного фонда фактически закончится эпоха распределения госактивов среди приближенных к власти чиновников и бизнесменов. Но судя по тому, что они, как правило, не утруждают себя инвестициями в модернизацию полученных «подарков», можно ожидать, что не будут они и заботиться об улучшении украинских черноземов. Как следствие – инвестиции в качество земель появятся только после того, как земли из фонда «перетекут» в частные руки. А пока что чиновники будут рады стараться выжать из земли все.
По материалам издания «Власть денег»
Комментарии:
Юрий | 20.09 2011 в 12:08
Для оформления документов на продажу дома в земельных ресурсах требуют взятку 5000грн. Интересно в чей карман это стекает???