misto.zp.ua

Запорожец Евгений Гинзбург мог спасти от гибели Валерия Чкалова

Запорожец Евгений Гинзбург мог спасти от гибели Валерия Чкалова

К испытаниям истребителя И-180 в декабре 1938 года Евгений Абрамович имел самое непосредственное отношение: из Запорожья в Москву его ведь откомандировали в качестве официального представителя завода №29 [будущий «Мотор Сич»]. А в цехах этого завода и был изготовлен двигатель, установленный на И-180. Ну а испытать на надежность самолет поручили Валерию Чкалову. И уже в первом полете он не дотянул машину до аэродрома: в воздухе заглох двигатель. Потерявший управление самолет упал, летчик получил серьезные травмы, от которых умер в этот же день.

*

У меня немного времени в декабре 2008 года ушло на поиски бывшего начальника опытной испытательной станции завода №29 Евгения Гинзбурга. Пару раз набрав номер его домашнего телефона и услышав долгие гудки, я позвонил в совет ветеранов запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс». «Подскажите, — попросил, — как мне с вашим председателем связаться?» «Вам Евгений Абрамович нужен? — уточнили на том конце провода. — Сейчас он трубку возьмет». Потом сам Евгений Абрамович мне расскажет, что на работу он выходит не часто, но таки выходит — в свои 97 лет).

— Вы хорошо помните день полета Чкалова на новом самолете?

— Я бы не на нем сакцентировал сейчас внимание, а на одном из предшествовавших ему дней. На дне, когда самолет впервые выкатили из ангара. Я тогда подошел к машине, осмотрел ее и увидел, что с двигателя снята левая бензопомпа. Спрашиваю у представителя московского завода, на котором собирался самолет: “Зачем сняли? Верните на место”. “Это невозможно” — заявляют мне. Тогда я беру формуляр специальный и записываю в нем: “В связи с тем, что с двигателя снята левая бензопомпа, полеты запрещаю. Представитель завода №29 Гинзбург».

— Получается, полет тот не должен был состояться?

— Получается, так. Получается, я мог бы спасти от гибели Валерия Чкалова! А себя — посадить. Объясняю, почему так думаю. Если бы Чкалов полетел и выполнил летное задание, меня бы Берия, — а он тогда уже сменил Ежова, посадил бы, не задумываясь. Как вредителя, как человека, не желавшего проводить испытания хорошего самолета. Представляешь, какая ситуация сложилась?

— Представляю! А вы до конца осознавали, какую ответственность берета на себя, запрещая полет самому Чкалову?

— Мне тогда было 27 лет, я все осознавал. И не мог поступить иначе. Полет тот не должен был состояться!

— Почему ж нарушили ваш запрет?

— Это уже не ко мне вопрос! Я одно только могу сказать: на тот московский завод директора прислали органы. И, видимо, по их указанию директор все время просил меня: убери из формуляра это свое «запрещаю».

— Вы хотите сказать, на вас давили?

— Был такой нажим — ужас просто!

— Чкалов знал о запрете?

— К сожалению, нет: меня перестали пускать на летное поле, где готовился к испытаниям чкаловский самолет. По пустой формальности. И поэтому в день полета я не видел Чкалова и не мог ему сообщить о своем запрете.

– Чкалову ж, насколько мне известно, не очень сложная программа была предложена…

– Ему предстояло сделать круг над аэродромом и сесть. А Чкалов поднялся, сделал круг и пошел над Хорошевским шоссе. Потом стал возвращаться. Попытался прибавить газу. И тут, захлебнувшись, заглох двигатель.

– А если бы с него не сняли вторую помпу?

– Думаю, все было бы нормально. Ты пойми: я испытывал двигатель с двумя помпами. Знал, как он себя ведет. А с одной помпой испытания не проводились. Я даже предугадать не мог, как в таких условиях проявит себя двигатель.

**

19 июня 1975 года сын Чкалова Игорь Валерьевич вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым прилетел в американский город Ванкувер, повторив знаменитый маршрут, проложенный в свое время чкаловским экипажем через Северный полюс. Гости из СССР прибыли на открытие «чкаловского монумента». Им вручили красочные памятные буклеты, где был показан маршрут самолета АНТ-25, рассказано об историческом перелете 1937 года. Игоря Валерьевича заинтересовала очень любопытная деталь. На одной из страниц буклета было совершенно четко написано: «Валерий Чкалов. Родился – 2 февраля 1904 года. Убит – 15 декабря 1938 года».

Игорь Чкалов тут же поинтересовался, почему написано «убит», когда всем известно, что отец разбился при испытании самолета. Американцы ответили, что, конечно же, знают об официальной версии. Но, вместе с тем, им хорошо известны и некоторые необъяснимые обстоятельства, позволяющие сделать вывод, что это было заранее подготовленное убийство…

Владимир ШАК

На снимке: самолет Чкалова, на которым был установлен изготовленный в Запорожье двигатель, после падения


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в