Уровень образованности нации определяет степень ее цивилизации. Не важно, сколько вузов в стране, важно качество образования, которое они дают. Не столь важно, сколько элита страны может с барского плеча пожертвовать для приобретения компьютеров в школы и вузы. Важно, что даже в самой бедной семье самой захолустной деревни нашей страны получить знания и иметь шанс стать будущими «ломоносовыми» могут самые маленькие граждане Украины.
Что нужно для этого и как идет Украина по пути реформ образования? Об этом мы беседуем с ректором Запорожского национального технического университета Сергеем Беликовым.
– Действительно, проблема образования для любой страны, – а я увидел, наверное, все европейские страны, актуальна, – говорит Сергей Борисович. – И программа реформ, провозглашенная президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем, во многом определяет развитие образования, науки, общества в целом. Прошло больше года после президентских выборов, отчитались президент, министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник. Мне кажется, за этот год сделано достаточно много. В том плане, что вузы получили большую степень автономии. В планах министра и министерства образования и науки подготовка нового Закона о высшем образовании, разные версии которого проходят апробацию в Верховной Раде.
Пока окончательный вариант Закона только вырисовывается. Но главный упор делается на автономию высших учебных заведений. А правами автономии смогут воспользоваться только крупные вузы, а не филиалы или небольшие факультеты.
Очень важен, на мой взгляд, возврат к 11-летней системе среднего образования. Ушла проблема следующего года – отсутствие выпуска в школах. Сегодня вузы в спокойной обстановке продолжают планомерно развиваться, расширяя перечень специальностей.
Многое сделано в развитии студенческого самоуправления и в целом самоуправления. Возобновил работу Союз ректоров Украины, возглавляемый ректором Киевского национального университета имени Т. Шевченко Леонидом Губернским. Также при министерстве возобновил работу Совет с участием представителей студенчества.
– Вы упомянули о том, что вузам дают большую свободу, что предполагает и экономическую свободу. Не влияет ли это на госзаказ, на помощь, оказываемую государственным высшим учебным заведениям центральной властью?
– В западных странах существует целый ряд моделей получения высшего образования, как в частных, так и в государственных вузах. Однако там есть возможность льготного кредитования получения образования по госпрограмме.
Поэтому в Украине очень важно сохранять госзаказ. И эта задача поставлена министерством и подчеркнута Дмитрием Табачником. Прежде всего, это будет госзаказ на технические специальности. Так или иначе, инженерные и компьютерные направления определяют развитие высоких технологий, возможность работы таких высокотехнологичных предприятий как ОАО «Мотор Сич».
– Каким, по Вашему мнению, должен быть баланс между гуманитарным и техническим образованием в Украине на нынешнем пути реформ?
– Нужно смотреть на специфику регионов. Запорожский регион – выдающийся индустриальный край с 30-х гг. прошлого столетия. Развитие нашей «машинки» – это развитие промышленного региона. Появление автомобильного факультета было обусловлено производством запорожских малолитражек автомобильным гигантом (нынче – ЗАО «ЗАЗ»). Запорожский трансформаторный завод, ОАО «Запорожский завод «Преобразователь» потребовали технических кадров.
Кстати, в нынешнем году оба факультета – транспортный и электротехнический отмечают свое 50-летие! Я приглашаю выпускников на праздничное мероприятие (требуется предварительно связаться с оргкомитетом, – прим. Авт.). Это повод встретиться и вспомнить, что было хорошего в системе советского образования, которое помогло достичь высот таким выдающимся личностям как Вячеслав Богуслаев, Николай Евдокименко и другим. Это огромный список лидеров инженерной науки, образования, возглавляющих промпредприятия. Это лидерство достигнуто, и это лидерство мы отстаиваем. Естественным является то, что данный процесс продолжается.
Между техническим и гуманитарным образованием должен быть баланс, то есть «технарям» также необходимо получить определенную гуманитарную подготовку. Однако здесь нужна реформа среднего образования. Может быть, часть дисциплин гуманитарного цикла должны изучаться в средней школе.
Сегодня изменился смысл образования. Еще несколько лет назад это, может быть, было получение диплома. Сейчас смысл образования – научиться учиться.
– Вы затронули важный вопрос о том, что прежняя классическая школа давала возможность получать знания. Сегодня же отрабатывается механизм, как эти знания можно получить студенту самостоятельно. Насколько это глубоко внедрено в нашей стране, в ЗНТУ?
– Мы, наверное, немного спешим с внедрением Болонской системы. Основная ее идея – в экономической мобильности студентов, в возможности в первый год обучаться в одной стране, на следующий – в другой. Объективно, сегодня мы обязаны работать на наш регион. Одним из высших образований может быть дистанционное, которое имеет на сегодня будущее. Но первое образование, на мой взгляд, должно быть дневным, с возможностями стажировок за рубежом. Конечно, для этого требуется знание иностранного языка, Интернета.
Отмечу, что в нынешнем году мы отметим 10-летие проекта «Передовые компьютерные технологии университетам Украины», объединивший 17 высших технических вузов Украины, и существующий при поддержке английской фирмы «Delсam».
Наверное, только в перспективе студенты смогут выбирать для себя различные направления. Так, с введением контрактной армии исчезнет зависимость от сроков обучения, появится возможность брать академотпуск, кредиты в госуниверситетах – наших зарубежных партнеров. Однако сейчас необходимо не терять традиции подготовки классных инженеров.
– В Украине сложилась упрощенная система оплаты образования. На Западе в системе финансирования образования участвует работодатель, некоммерческие структуры вроде фондов-грантодателей, спонсоры-меценаты, государство, сами потребители услуг. По какому пути может пойти наше государство?
– Существующие формы объективно определяются уровнем развития нашей экономики. Даже кредитование получения высшего образования, на мой взгляд, развито недостаточно. Возможности привлечения средств работодателей и некоммерческих организаций ограничены нашим законодательством. Неоднократно министерство вносило соответствующие предложения, а депутаты голосовали в Верховной Раде за поправки к Закону о высшем образовании. Речь идет о том, что расходы на образование должны относиться на себестоимость произведенной продукции и не идти из прибыли предприятия. Это развязало бы руки предприятиям, позволив направлять средства для подготовки необходимых для них кадров.
К сожалению, даже система внешнего независимого тестирования негативно сказалась на профориентационной работе. Блестящий пример ОАО «Мотор Сич», сохраняющего у себя филиал подготовительного отделения нашего университета. Кадры необходимо готовить сегодня, а не через 5 лет вспоминать, что их нужно где-то искать.
Отмечу, что ЗНТУ проводит олимпиады по компьютерной инженерии, транспортным специальностям, собирающих студентов технических вузов Украины. Наши студенты защищают дипломы по отдельным специальностям на предприятиях, например, на Запорожском казенном предприятии «Научно-производственный комплекс «Искра». Благодаря этому выпускники ЗНТУ востребованы на рынке труда, прежде всего, на наших предприятиях.
Справка
Сергей Беликов родился в 1953 году в Запорожье. Окончил Запорожский машиностроительный институт им. В.Я. Чубаря, автомобильный факультет. Прошел путь от старшего научного сотрудника проблемной лаборатории отдела разработки композиционных материалов и методов их обработки до ректора Запорожского национального технического университета.
Доктор технических наук. Академик Транспортной академии Украины и Нью-Йоркской АН.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
Комментарии:
нет комментариев