Если бы в мире существовала традиция дружить целыми странами – по примеру городов-побратимов, то украинцы были бы очень удивлены тем, в какой компании они могли очутиться в этом случае. Ведь, следуя определенной логике, нашими лучшими друзьями должны стать Зимбабве, Кения, Камерун, Эквадор и другие бедняки-отщепенцы. Причем речь идет не об уровне жизни: все-таки в Украине он несоизмеримо выше. Но именно в окружении этих стран, согласно международному исследованию конца 2009 года, прочно застолбила за собой место Украина, если говорить о степени коррумпированности того или иного государства.
Проведенное исследование охватило 180 стран мира, и наша держава в этом «почетном» рейтинге заняла 146-е место, опустившись на дюжину позиций по сравнению с 2008 годом. Так, знаете, и до идущих в самом конце списка Сомали и Афганистана фактически рукой подать. Хотя бы потому, что у нас, как и у других неблагополучных государств, коррупция носит системный характер. Иными словами, практически все украинское общество так или иначе задействовано в различного рода темных делишках: одни берут, вторые дают, третьи безучастно наблюдают за этим процессом (пока сами волею судеб не окажутся или среди коррупционеров, или их жертв), решительно пресечь который, к превеликому сожалению, до сих пор было некому.
Вместе с тем, войну с коррупцией в Украине объявил в далеком уже 1993 году тогдашний президент Леонид Кравчук, сформировавший Координационный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Просуществовал этот орган целых 12 лет, пока его своим указом не разогнал Виктор Ющенко. Скорее всего, ликвидировал справедливо, поскольку ничем действенным структура обществу, по-моему, так и не запомнилась. Пока трудно предположить, какими будут показатели Национального антикоррупционного комитета (НАК), недавно созданного и возглавленного президентом Виктором Януковичем, но очевидно одно: без глубоких системных реформ и жестких мер в отношении мздоимцев и казнокрадов эта затея обречена на провал.
Принято считать, что в Украине наиболее коррумпированными являются органы власти, точнее – чиновники и депутаты всех уровней. Конечно, рыба по определению гниет с головы, однако кто ж их приструнить-то сможет? У кого-то – неприкосновенность, у кого-то – связи или деньги. Стоит ли удивляться столь низкому уровню доверия к власти, места в которой, к тому же, покупаются за сотни тысяч и даже миллионы долларов? В этом случае гражданину рассчитывать на бесплатное решение своей проблемы глупо, ведь чиновник должен не только «отбить» вложенные в «хлебную» должность средства, но и начать получать от нее приличный «навар».
А если и поймают проворовавшегося власть имущего на горячем с последующей передачей дела в суд, гарантий того, что его «посодют» - все равно минимум. Учитывая, что судебная система в нашей стране называется в числе самых коррумпированных, отстаивать подлинные интересы государства она и не может, и не хочет. То есть какой бы ни была доказательная база против коррупционера, наш безмерно «гуманный» суд вряд ли вынесет ему причитающийся приговор. Потому что и служители Фемиды, и ворюги-чинуши часто находятся в одной «обойме». Где же тут взяться хотя бы намеку на прозрачность всей правоохранительной системы, если она является самым натуральным замкнутым кругом? И это – главная на сегодняшний день причина того, что коррупция в Украине разрастается немыслимыми темпами.
Как утверждают эксперты, чем выше уровень коррумпированности в государстве, тем слабее инвестиционная привлекательность страны. Представляете, какого сегодня приходится украинской экономике, да еще вдобавок сшибленной с ног финансовым кризисом? Поэтому Виктор Янукович и назвал коррупцию одной из главных угроз национальной безопасности, отметив, что до сих пор противодействие воровству в государственных масштабах было малоэффективным. Если не сказать, что эффект был ровным счетом нулевой.
И оттого коррупция превратилась в настоящую чуму 21 века, которой оказалось подвержено все без исключения украинское общество. И во многом в ее распространении повинны сами граждане нашей страны. Согласитесь, мы же не слишком строго осуждаем врача в больнице, преподавателя в университете или гаишника на дороге, настойчиво требующих оказать им материальную «помощь» в обмен на «услугу» сомнительного рода. Более того, даже для реализации своих законных прав граждане Украины вынуждены прибегать к даче взятки, что тоже, к слову, квалифицируется как коррупционное деяние. К тому же, уровень оправдания коррупции в народной среде довольно высок – около половины населения считает ее чуть ли не нормой, без которой жизнь, что называется, не состоится.
И совершенно очевидно, что официальную жалобу на коррупционные действия в соответствующие органы подает лишь один из десяти потерпевших от чиновничьего произвола. Почему? Да потому что каждый крутится как может - эта идиома стала лейтмотивом нашей современной жизни. И в особенности тогда, когда государственная машина сама не прочь с лихвой подзаработать на «маленьком украинце». Именно поэтому неоднократно принимавшиеся парламентом законы о противодействии коррупции никогда не работали даже вполсилы. То есть, по сути, взяточничество приобрело едва ли не законную и цивилизованную форму.
Преодолеть это позорное явление можно лишь в том случае, когда руководство нашей страны проявит несгибаемую политическую волю. Ведь доселе в Украине основополагающим моментом выступало иное видение картины: «Не можешь искоренить коррупцию – возглавь ее». Разумеется, на таких условиях ни о какой борьбе с ней не могло быть и речи. Вот и получилось, что коррупция (кстати, в переводе с латыни это слово означает «растлевать» или «разрушать») как мутирующий вирус долгие годы пожирает нашу державу изнутри. И главной задачей нового руководства Украины является в кратчайшие сроки изыскать эффективное противоядие от этой эпидемии, иначе мы даже теоретически не будем иметь права называться не то что развивающимся, но и просто мало-мальски цивилизованным государством, так и оставшись в сознании Европы дикими варварами.
P.S. Что бы нам сегодня ни говорили о положении дел в Грузии, но опыт этой страны в борьбе с тотальной коррупцией Украине перенять не мешало бы. Там реформа начались именно с правоохранительных органов: была создана действительно прозрачная схема взаимодействия граждан с милицией, упростились процедуры по выдаче необходимых документов, практически не наблюдается отказов в возбуждении уголовных дел даже за мелкие, казалось бы, провинности. Произошла глобальная чистка в рядах МВД на предмет выявления коррупции, служба в милиции стала престижной, хотя раньше молодежь почти поголовно стремилась стать «ворами в законе». И сейчас уровень доверия к правоохранителям со стороны граждан в Грузии составляет около 75-80%! Украинцам же о такой прозрачной системе правоохранительных органов пока остается только мечтать...
Мировой опыт борьбы с коррупцией
Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического правонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайване) наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диаметрально противоположная: дача взятки - уголовное преступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления. Помимо расхождений в признаках уголовно наказуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.
Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную поддержку, то удается в достаточно короткие сроки добиться изменений (как это было в 1990-е в Италии при проведении компании «Чистые руки»). Напротив, если граждане возлагают все надежды на «мудрых правителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная компания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом или вылиться в репрессии против политических противников правящего режима. Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональные реформы как сокращение числа и размеров государственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции.
Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы. Именно этим путем пошла Япония и «азиатские тигры» (особенно Сингапур и Гонконг), где высокий авторитет госчиновников позволил создать высокоэффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой коррупции. В западных же странах с характерным для них недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.
В то же время победить коррупцию в отдельно взятой стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации - такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк - активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированностью и большими финансами не могут успешно противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и граждане не проявляют воли и решимости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев