Над рынками секонд-хенда снова нависла угроза. Теперь секонд, который так любят брендовые модники, студенты и пенсионеры, может быть если не запрещен к ввозу в страну, то, во всяком случае, существенно ограничен. Правительство начало искать легальные способы ограничить ввоз в Украину секонд-хенда. Производители одежды в Украине опасаются, что после создания зоны свободной торговли между ЕЭС и Украиной, секонд хлынет в страну широкой рекой и потеснит местных производителей.
Не пущать!
В сентябре прошлого года представители легкой промышленности в ВР пытались продавить прямой запрет на ввоз подержанной одежды. При этом в ход пускались демагогические заявления об «унижении достоинства» украинцев посредством секонда и уверения, что наши соотечественники «достойны лучшего», чем донашивать вещи за европейцами. К сожалению, такой выход из ситуации как повышение качества и снижение цены на отечественную одежду производителями не рассматривался вовсе.
В самом деле, конкурировать местной одежде с брендовыми европейскими вещами, пусть и слегка поношенными, сложно.
Картинка с натуры
Без сомнения, украинцы достойны лучшего. Но где оно, это лучшее? К примеру, недавно меня что называется «занесло» в один известный магазин на ул. Анголенко, где запорожские производители одежды предлагают свою продукцию.
Более унылое зрелище трудно представить. Похоже, производители знают, что у них и так никто ничего не купит, поэтому не хотят напрягаться, тратя ткани и труд.
Отремонтированное просторное помещение магазина буквально пустовало. Несколько десятков вещей уныло висело на плечиках.
Единственное, что впечатляло – так это цены. Коротенький то ли жакетик то ли полупальтишко («полуперденчик», как говорила моя бабушка) из пальтовой ткани – стоил около 1200 грн.
Ситцевое платье линялого невыразительного цвета – в таком только на огороде работать – 370 грн. Интересно, знают ли швейники о размере средней зарплаты в Запорожье? На какого покупателя они рассчитывают? Если на «крутых и гламурных» – так они линялого ситца не носят. А если на наших пенсионерок – то много ли платьев по 370 грн. купишь на пенсию в 1000 грн.?
Опять оно – лобби…
Тем не менее, производители украинской одежды – это в отличие от торговцев секондом, реальная сила, имеющая «своих» людей в Кабмине.
Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Валерий Пятницкий, в процессе переговоров о создании зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом обсуждается вопрос установки минимальной ввозной стоимости секонд-хенда. Это позволит производителям одежды если не устранить, то хотя бы «прижать» конкурента.
Правда, это ударит по покупателю. Но кто будет о нем думать. В последнее время уже стало хорошим тоном все проблемы решать за счет потребителя.
«По нашим подсчетам, – заявил Пятницкий, – в 2010 году продукция секонда ввозилась в среднем по $0,4/кг. Выходит, что в рознице она стоит 10–15 грн./кг, что создает проблемы для украинских производителей». Пятницкий уточнил, что пока минимальная ставка на ввоз секонд-хенда не утверждена. Обсуждается возможность введения отдельных минимальных цен для импорта разных видов секонд-хенда.
Кто останется в выигрыше?
Производители говорят, что им подходят предложенные правила. Импортеров же секонд-хенда одолевают тяжелые предчувствия. Ведь после введения новых правил покупатель не побежит покупать отечественные жакетики за 1200 грн. Отнюдь. Рынок забит «серым» импортом новой одежды из Китая и Турции, цены на который в 2–3 раза ниже, чем на отечественную одежду. Производители из Турции и Китая – вот кто реально выиграет в результате манипуляций со «свободной» торговлей.
В правительстве же свято уверены, что с помощью установления минимальной цены на ввозимые ношеные вещи отечественный легпром получит реальную выгоду: «По нашим данным, под видом ношеной одежды привозят новые вещи, которые продают в стоковых магазинах как уцененный товар, – считает правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности Михаил Бродский. – Завозите новое – значит, платите пошлину 20% за ввоз и конкурируйте с нашими фабриками на равных!».
Правда, параллельно здесь заявляют, что схему давальческого сырья, по которой зачастую также ввозят в страну секонд-хенд, отменят лишь в будущем. А это означает, что ношеная одежда пока имеет шансы, пусть и в «урезанном» виде, остаться.
А кто в проигрыше?
Продавцы сэконда рискуют потерять покупателя, а заодно и средства к существованию, в случае если вступят в силу новые правила и цена на их товар «прыгнет» вверх. Поэтому в основной массе готовы опять идти на митинги. Это подтверждает и небольшой опрос, проведенный корреспондентом ПОЗИЦИИ.
Анна, 48 лет, торгует поношенной одеждой более семи лет:
– Люди к нам идут, потому что их устраивает стоимость вещей. Если мы будем вынуждены поднять цену, лишимся более половины покупателей. Наши доходы очень скромные, ведь почти половина закупленного товара идет в отходы. Думаю, хуже будет и нам, и нашим покупателям.
Ирина, 42 года, реализатор секонд-хенда:
– Новых правил боюсь. Мы на рынке их обсуждаем уже несколько дней. Если доходы упадут, хозяин товара выйдет на рынок сам, нас сократят. Придется искать работу.
До победного конца?
Президент украинской общественной организации «Ассоциация секонд-хенда» Магер Таббах говорит, что готов стоять под Кабмином, пока новации не отменят: «Это неправда, что секонды создают конкуренцию легпрому. Это товары для разных категорий граждан. У нас покупают вещи пенсионеры. Они не могут себе позволить покупать новую одежду даже на вещевых рынках, не то что в магазинах. Закон мы не нарушаем: растаможиваем товар по всем правилам, платим налоги».
Исполнительный директор Ассоциации предприятий легпрома Татьяна Замороко считает, что плюсы от запрета ввоза секонд-хенда перевешивают минусы: промышленники в сэконде по прежнему подозревают сильного конкурента. «А одежду и обувь для малоимущих можно собрать и у нас в стране – предлагает «новацию» Замороко. – Многие люди не знают, как избавиться от вышедших из моды вещей».
На самом деле, если секонд и создает кому-то конкуренцию, так это турецкому и китайскому ширпотребу. Покупатель выбирает секонд потому, что украинская одежда ему не по карману. А чтобы сделать продукцию отечественного легпрома дешевле, можно снизить налоги, применить другие методы экономической стимуляции.
На секонд ходят даже звезды
Продавцы секонда на киевском рынке Шулявка говорят, что видели на рынке Святослава Вакарчука, Олега Скрипку, Кузьму Скрябина. Правда, некоторые звезды это отрицают. «Я не пользуюсь секондом лет 10, – смеется Кузьма, – но запрещать его – глупо. Там можно найти кучу стильных вещей». Участники группы Quest Pistols расстроены: «Если закроют – для нас это удар. Нас все там знают, вещи помогают выбирать».
Екатерина ПЕРШАКОВА
Комментарии:
нет комментариев