На прошлой неделе общественность таки увидела долгожданный указ президента об изменениях в структуре исполнительной власти, ознаменовавший собой первый этап административной реформы в Украине. Этим документом была предусмотрена реорганизация ряда министерств и ведомств, а также кадровыми перестановками в правительстве. Согласно указу, количество министров сократилось с 20 до 16, а в центральный исполнительный орган власти будет входить не 26, а всего 17 управленцев.
Казалось бы: вот, наконец, мы и наблюдаем обещанную админреформу в действии! И самое главное – начал решительную оптимизацию (в смысле, чистку) чиновничьего аппарата глава государства не с низов или там середины, как можно было предполагать, а сразу с правительства. Но на поверку все оказалось не так просто. Да, четыре новообразованных, укрупненных министерства поручили возглавить действующим вице-премьерам - по совместительству. Однако тут же в полный рост встал вопрос: куда девать освободившиеся после реорганизации руководящие кадры высшего звена? И Кабмин не замедлил выступить с ответом: настоящим профессионалам всегда найдется место в органах власти. Что же это получается? Оттуда – убыл, а сюда – прибыл? Тогда это, простите, больше смахивает на банальную рокировку, чем на реформу...
Не будем лукавить: админреформа нужна президенту как минимум по трем причинам. Во-первых, она реально назрела: Европа настаивает на ее внедрении все интенсивнее; во-вторых, соответствующее обещание получил от главы государства украинский народ; в-третьих, это является еще одним шагом к укреплению президентской вертикали в стране. По сути, Виктор Янукович ныне обладает полномочиями главы исполнительной власти, а глава правительства претворяет в жизнь его видение развития державы. Плюс об этом факте говорит и концентрация фактически всей власти и, естественно, львиной доли бюджетных средств в руках руководителей самых крупных и влиятельных министерств – Андрея Клюева, Бориса Колесникова и Юрия Бойко. Мощная компания получилась, не правда ли?
А вот насчет вице-премьера Сергея Тигипко разговор вообще отдельный. Ранее, как вы помните, он в правительстве вел экономический блок вопросов, но отныне ему поручено курировать социальную политику в государстве. И это ни что иное как грамотный тактический ход: лучшего способа «выдавить» самого «сильного украинца» из Кабинета министров, и притом с видимой точки зрения на совершенно справедливых основаниях, было не придумать. Ни для кого не секрет, что именно социальные аспекты вызывают наибольшие нарекания у населения, даже если пресловутые «стандарты» время от времени растут. А это значит, что по мере надобности Сергея Тигипко можно потихоньку «скармливать» народу. Прекрасная и, главное, практически беспроигрышная схема!
Впрочем, мы немного отвлеклись. В Кабмине говорят о том, что данные новшества – всего лишь начальная стадия реализации масштабного проекта под названием «административная реформа». Дескать, на первых порах реорганизация повлечет за собой сокращение непосредственно аппаратных работников правительства, причем более чем наполовину, а в дальнейшем – и чиновников всех органов власти в целом. Особенно «достанется» местным советам: их собираются «перетрусить» основательно. Намедни Виктор Янукович попросил руководителей последних по-хорошему, добровольно заняться сокращением раздутых штатов. А если к его просьбе рискнут не прислушаться, могут полететь головы. Вопрос только в том, куда они полетят: вообще «с пляжа» или просто на менее престижные и перспективные должности?
Теперь что касается анонсированной экономии государственных средств после проведения админреформы. По словам экспертов, озвученным позже президентом страны, уже в ближайшее время проведенные «оптимизационные» мероприятия помогут высвободить около миллиарда гривен бюджетных денег. Однако после выплаты компенсаций уволенным чиновникам от этой суммы останутся буквально рожки да ножки – не более 10%. Конечно, и сто миллионов – деньги немалые, но на серьезное латание дыр их все равно не хватит. А учитывая темпы, с которыми страна безудержно наращивает внешние и внутренние долги, мизерной покажется и экономия миллиарда гривен в год.
Следовательно, не «оптимизацией» аппарата чиновников, но и настоящими, глубокими реформами во всех сферах жизнедеятельности Украины нужно отметиться действующей власти. Ибо политическая практика в нашей стране наглядно доказывает: превратиться из безоговорочного лидера в бесперспективного аутсайдера – дело очень даже плевое.
Сказано!
Михаил Чечетов, первый заместитель председателя фракции ПР в парламенте:
- Ну, провели мы реформу, и что - в одночасье проблем не стало? Сегодня они остались на том же уровне, что были вчера. Просто идет перегруппировка сил, переформатирование власти, изменение ее структуры и оптимизация. Власть становится более оперативной, сбалансированной, экономичной. Теперь это власть, которая будет меньше вмешиваться и даст максимальную свободу бизнесу, предприятиям, предпринимателям.
В тему
Чиновников ударят по рукам?
Виктор Янукович готовит для рассмотрения в парламенте проекты законов о государственной службе, о центральных органах исполнительной власти, а также изменения в законы о Кабинете министров и о борьбе с коррупцией. Об этом сообщил представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко.
Он сообщил, что на первом этапе административной реформы первоочередное внимание уделено реформированию Кабинета министров - в частности, отменены правительственные комитеты, более чем на 50% будет сокращен секретариат. Мирошниченко отметил, что министерства будут разрабатывать стратегию деятельности, агентства - управлять государственным имуществом, природными ресурсами, реализовывать проекты, службы - предоставлять услуги гражданам и юридическим лицам, а инспекции будут осуществлять контроль в интересах граждан.
Кроме того, в подготовленном Минюстом пакете антикоррупционных законопроектов, направленном на согласование в Администрацию президента, говорится о том, что чиновникам запретят принимать подарки дороже 184 гривны. Если в соответствии с принятым, но пока не вступившим в действие законодательством стоимость подарка не должна превышать размер одной налоговой социальной льготы (434,5 грн.), то предложенные изменения предполагают, что стоимость подарка не может быть больше 20% прожиточного минимума (184 грн.), а общая стоимость подарков, полученных за год из одного источника, не должна превышать одного прожиточного минимума (922 грн).
Кроме того, предлагается также разграничить категории взяток в зависимости от их размера: «взятка» – сумма до 85 грн. (наказание в виде штрафа от 8500 грн. до 12 750 грн. или ареста на срок до 6 месяцев); «взятка в значительном размере» – от 85 грн. до 3400 грн. (штраф от 12 750 грн. до 25 500 грн., лишение свободы на срок от 2 до 5 лет). При этом сохраняются понятия «взятки в крупном размере» – от 3400 грн. (наказание в виде тюремного заключения на срок от 5 до 10 лет) и «взятки в особо крупных размерах» – от 8500 грн. (от 8 до 12 лет).
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев