«Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы» – причин огорчения Марии Кюри–Склодовской образовательными учреждениями история нам не донесла, но, несмотря на минувшие почти 200 лет, этот черный юмор до сих пор будоражит умы.
Поднимать престиж образования сегодня – дело не из легких. У каждого украинца своя точка зрения на сей процесс, чаще негативная. И ладно, если граждане полемизируют по преподавательским или воспитательным вопросам, хуже – когда дело касается оплаты за школу. «За обучение своего ребенка я платила 20 гривен, а со следующего месяца в фонд класса мы сдаем уже по 40» – жалуется в редакцию мама первоклассницы. По принципу «кормлений» на Руси (когда-то чиновники жили только за счет обращавшихся просителей), школы отданы на откуп родительским поступлениям. Несмотря на конституционную Статью 53 об обязательности и бесплатности общего среднего образования, школой государство не интересуется. Из госбюджета, который наполняют родители школьников своими налогами, в полном объеме финансируются только «защищенные» статьи: зарплата и коммунальные услуги. А в остальном, видать, держава не прочь, как и церковь, отделить от себя и школу. Вот и следуют эти бесконечные конфликты, скандалы, связанные с так называемыми «взносами» в учебных заведениях.
Далее огорченная мама в письме в ПОЗИЦИЮ приводит совершенно нереальные цифры, относя их к доходной школьной статье. Если бы она провела более тщательную бухгалтерию, то, конечно, поняла бы, что это расходы на питание, учебно-методическую литературу, чем повышение школьного благосостояния. По результатам личного мониторинга по школам могу констатировать: планка благотворительных взносов по всем учебным заведениям одинакова, варьируются лишь дополнительные услуги. Это могут быть и учебные курсы, и оздоровительные или спортивные мероприятия – а у них, как известно, своя стоимость, и этого автор письма не учла. К тому же родитель вправе отказаться от дополнительных услуг, что никоим образом не отразится на получении бесплатного образования ее ребенком.
ПОЗИЦИЯ не ставит своей целью проводить расследование по данному письму – это дело других, более компетентных органов, она предлагает подумать над самой природой вопроса: «платить или не платить»?
Не всегда бесплатное образование
«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению … на самих трудящихся и … постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8–10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860»
Тогда Советы перешли к коммерческому образованию из-за большей нужды в рабочих руках, чем в высококвалифицированных специалистах.
Отменили платное образование в 1954 году. Когда же запустился механизм добровольной принудительности? Наверное, в 1990-х, когда учителя получали зарплату крупой и вермишелью, а наряды старшеклассниц выглядели гораздо эффектнее, чем их учительниц. Вот тогда, не исключено, появились отчаянные первопроходцы, предложившие богатеющим родителям своих воспитанников делать посильные взносы…
Принцип добровольности вскоре принял массовый характер. Сдавали и богатые, и бедные, в школы и садики… Как-то в середине 90-х спросила у знакомой воспитательницы, почему у них такой обшарпанный садик – что, родители не помогают? Да нет, ответила, помогают, просто все добровольные взносы у заведующей. У нее всегда на случай проверки в сейфе лежали деньги, которые она предъявляла ревизорам. А спустя два года она благополучно уволилась, унеся с собой собранные с родителей денежки. Подобные частные случаи характерны для тех, так называемых, лихих времен. Сейчас такие прецеденты маловероятны, потому что школьные взносы хранятся или у представителей родительских комитетов или на счетах школьных благотворительных фондов.
Умейте сразу сказать «нет»
Сегодня одни школы считают нужным создать у себя благотворительный фонд с расчетным счетом, штатным бухгалтером, другие ограничиваются ведением бюджета на уровне родительских комитетов. Иными словами, на родительском собрании выбирают казначея, которому доверяют свои кровные на развитие учебного процесса. Все, что на них приобретается, принимается на баланс школы. Например, в одной запорожской гимназии таким образом навсегда инвентаризировался письменный стол, подаренный как бы на день рождения очень уважаемой детьми учительнице.
В «непомерных поборах», на которые сетуют родители, они же сами и виноваты. Вначале, на первом собрании, с жаром нерастраченной любви к школе своего ребенка, чуть ли не скандируют единодушное «да, на детей не жалко»… На этой стадии они готовы выложить любую запрашиваемую сумму. В позапрошлом году моя подруга таким образом на класс дочки-первоклассницы ничего не жалела. А недавно сама позвонила огорченная, и сообщила, что в класс на замену окон предложили сдать по 800 гривен, но родители сей прожект обошли гробовым молчанием. Через неделю требуемая сумма опустилась до 300 гривен. Посдавали…
Ну не съедят же вас!
Инициаторов усовершенствовать школьный процесс очень трудно, бывает, остановить, поэтому не бойтесь показаться «плохими» или «жадными» – поговорите о целесообразности того или иного приобретения с председателем родительского комитета. А уж он на родительском собрании должен объявить, что не все родители довольны существующим положением дел.
Прежде чем на что-то сдавать, взвесьте все, обдумайте, общайтесь с другими родителями, идите к школьной администрации, а не жалуйтесь анонимно на интернет-форумах (это бесполезная практика), вступайте в родительский комитет, занимайте активную позицию, стремитесь принимать разумные решения все вместе и понимать друг друга.
Ну а если невмоготу, пожаловаться в районо, в крайнем случае, вам, ответственному налогоплательщику, никто не запретит. Они же не «коза ностра», а государственное учреждение.
Комментарий специалиста
Станислав РОМАНЧУК, начальник отдела образования Коммунарской райадминистрации г. Запорожья
– Все украинские школы за небольшим исключением относятся к коммунальной форме собственности, то есть финансируются из городского бюджета. Средствами распоряжаются местные управления образования – они четко распределяют, сколько денег нужно на зарплату педагогам, ремонт помещений, на приобретение спортивного и другого инвентаря, замену книг и методлитературы.
Поскольку государство не выдерживает нагрузки по стопроцентному финансированию образовательного процесса, по инициативе родителей создаются добровольные благотворительные фонды.
Поэтому при выборе школы для своего чада родителям следует учитывать, сколько придется вносить денег в благотворительные фонды. Также школы могут предоставлять комплексные учебные и оздоровительные услуги, как, например, прошедшая экспертизу Минобразования и Минздрава, ЗУВК № 23. И мамам, приводящим ребенка в подобную школу, также следует учитывать, что содержание массажного кабинета и других оздоровительно-профилактических мероприятий государство поощряет, но не оплачивает.
Наталья ЕРМАКОВА
Комментарии:
нет комментариев