misto.zp.ua

Ползучая «приватизация»

Ползучая «приватизация»

В октябре прошлого года Верховная Рада проголосовала за закон о концессии. На тот момент страна еще не до конца понимала, что это вообще за штука такая и с чем ее едят. Но настало время разбираться, что к чему. Потому как вопрос сей содержит множество разных пластов, кои напрямую отразятся на жизнедеятельности государства и, как следствие, гражданах. В том числе и запорожцах.
 

Сначала пройдемся по теории. Термин «концессия» означает одну из форм государственно-частного партнерства. Суть ее состоит в том, что держава, признавая свою неготовность самостоятельно справиться с конкретной задачей (допустим, строительством объекта государственной важности), временно продает частнику право на владение и пользование определенным имуществом. Иными словами, для страны концессия выгодна тем, что она привлекает частные деньги, сохраняя госсобственность. А концессионер получает доступ к ранее недоступным, но таким привлекательным и стратегически важным экономическим объектам.

 

Косвенный запрет

 

Заметим, что закон о концессии в Украине приняли еще в 1999 году, но он так и не заработал. В принципе, понятно, почему: у руля власти находились люди, которым такой расклад был явно не на руку. Предметом внимания нарождавшейся олигархии Украины были объекты, которые могли быть быстро и недорого приватизированы. КПД такого процесса обогащения был гораздо выше. В прошлом году новая власть решила активы, которые каким-то чудом уцелели после лихого передела государственной собственности прошлых лет, либо также передать в частные руки, либо сделать объектами концессии. И перекроила закон о концессии так, чтобы в Украину без боязни заходили потенциальные инвесторы. Однако при этом, кажется, перегнула палку...

 

Формально данный закон должен решить вопрос с объектами, которые в силу их стратегической важности для государства приватизировать нельзя, но и содержать их за бюджетный счет слишком накладно. Это, к примеру, дороги, порты, тепловые сети и прочее. Их предлагается передавать в концессию, чтобы инвесторы вкладывали деньги в модернизацию, зарабатывали на этом сами и перечисляли часть прибыли в госбюджет. Сами же объекты при этом должны оставаться в государственной собственности. В перечень запретных для приватизации попали инфраструктурные (порты, дороги), энергетические (ГТС, электросети) и отдельные коммунальные (водоканалы, теплосети и др.) объекты. Но - их можно будет отдавать в концессию.

 

«Механизм концессии позволяет государству возложить на частный сектор инвестиционные, социальные, экологические и другие обязательства на весь период концессии, при этом сохраняя в государственной собственности как существующее, так и новое имущество. Одновременно бюджет получит часть доходов от частного инвестора в виде концессионных платежей», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа рассчитывают, что концессия позволит модернизировать ряд инфраструктурных объектов, в частности, морских и речных портов, автомобильных дорог, аэропортов и т.д.

 

В чем подвохи?

 

И вот тут начинаются конкретные проблемы. Например, предлагается передавать объекты в концессию без конкурсов, что уже создает существенные коррупционные риски. То есть госимущество могут попросту без огласки передать, так сказать, «нужным» людям. Кроме того, как говорят юристы, в законе предусмотрены две альтернативные процедуры отбора концессионеров, и обе они – «с душком».

 

Тот же «конкурентный диалог» предполагает смягченный отбор для случаев, когда задача для концессионера очень туманная, а какие результаты проекта могут быть заявлены - непонятно. А еще инвесторы, которые должны вкладывать деньги во взятые в концессию объекты, по новому закону могут рассчитывать на компенсации из госбюджета (то есть из кармана украинского обывателя!). Прописан механизм финансовой поддержки концессионеров и возмещения инвестиций из государственного или местного бюджетов, что противоречит самой природе концессии и инвестиционной деятельности. К примеру, инвестор сможет получать компенсации в случае досрочного прекращения договора, и инициатором при этом может выступить сам! Как вам такая тонкая деталь?

 

Вдобавок концессионер в обязательном порядке должен получать плату за «новые услуги», которые он будет предоставлять. Скажем, это может быть проезд по построенным им дорогам. А вот государство – внимание! - только «может получать» платежи. Иными словами, может и не получать и, скорее всего, не получит. В чем тогда заключаются бизнес-риски инвестора, если половину работы за него сделает держава? Кто же тогда на самом деле рискует и чем? Требуем объяснений!

 

«Воздушный» пример

 

Международный аэропорт «Запорожье». Пожалуй, один из немногих стратегических объектов, которым мы по праву можем гордиться. Так вот, еще в не таком далеком 2013 году это был объект не то что убыточным – стоял вопрос о его закрытии. И тогдашнее правительство «сбросило» аэропорт на содержание местной громады. Вообще ничем не помогая с его содержанием (не говоря уже о развитии) в последующие годы.

 

Нынешняя городская власть, нужно отдать ей должное, вызов приняла, и, как итог, сегодня, после реконструкции взлетной полосы и строительства нового терминала, запорожский аэропорт – один из лучших на юго-востоке Украины. Соответственно – лакомый кусок. И в правительстве запланировали передать аэропорт в концессию. Запорожская громада воспротивилась: мы его за свой счет реконструировали, а теперь вдруг, ни с того ни с сего, должны отдавать непонятно кому? Нет уж, увольте! Следствием чего стала натуральная травля и препятствия введению в эксплуатацию терминала со стороны силовиков.

 

- Новый пассажирский терминал - это имидж города, продолжение сотрудничества с авиакомпаниями, которые собираются открыть новые рейсы. Есть определенные проблемы, которые имеют искусственный характер. Это изъятие документов, которые касались строительства пассажирского терминала, во время обысков поделу, которое не имеет к терминалу никакого отношения. Подрядчики вынужденно остановили все работы по вводу его в эксплуатацию, хотя он должен был заработать в марте. Запорожский аэропорт - это последняя капля, финансовый размер которой очень велик - 1 миллиард 85 миллионов гривен нашей громады. И мы не отступили. Уже есть первая победа: министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что аэропорт не отдадут в концессию из-за несогласия городской власти, - заявил мэр Запорожья Владимир Буряк.

 

Кстати, на днях в нашем городе побывал президент Ассоциации «Аэропорты Украины» гражданской авиации Петр Липовенко. Он отметил, что сейчас ставит запорожский аэропорт в пример другим, потому что это единственный случай в Украине, когда такой объект успешно развивается за счет средств бюджета города.

 

- Мы поддерживаем различные формы управления аэропортов. Однако связанные с ними вопросы должен решать собственник, которым в данной ситуации является запорожская громада. Тем более она вложила в развитие аэропорта значительные средства и рассчитывает их вернуть за счет прибыли. Не может быть и речи о принудительном принятии решения о передаче аэропорта в концессию! - подчеркнул Петр Липовенко. А 29 января на сессии Запорожского горсовета депутаты обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому о недопустимости вмешательства в деятельность нашего аэропорта.

 

Два слова о других...

 

Но запорожский аэропорт – не единственный объект в нашем регионе, который правительство хотело бы передать в концессионное управление. 21 января Кабинет министровофициально объявил победителя в борьбе за право концессии Херсонского морского порта. И заявил, что Бердянский порт – на очереди. Причем нынешнее его руководство, в принципе, не против. Чем оно, интересно, руководствуется? Неумением организовать работу некогда прибыльного предприятия или некими меркантильными интересами? В настоящее время международные эксперты компании «Egis» готовят технико-экономическое обоснование предстоящей концессионной сделке. В частности, эксперт по развитию портов Андре Мерьен отметил, что продолжается изучение организационной структуры и функций предприятия, а также состояние и перспективы портовой инфраструктуры. А еще о перечень объектов для концессии хотят внести и ряд железнодорожных вокзалов, в том числе и запорожский.

 

А вот бы вместо этих объектов какой-нибудь инвестор занялся главным нашим недостроем – мостовыми переходами через Днепр. Китайцы, турки – неважно. Концессия это будет или нет – то же самое. Главное, чтобы они были. Пусть даже проезд по мостам сделают платным, но так, чтобы не слишком по карману било – чай, запорожцы не самые богатые по стране. Но ведь комфорт тоже чего-то стоит! Думаю, противиться не станем, потому как ждем этот важнейший для города объект почти два десятилетия...

 

Вместо послесловия

 

В наших условиях концессия может стать, если так можно выразиться, «экономной» приватизацией. Ее механизм в Украине может заработать в неоднозначном ракурсе, а именно – безвозмездно забрать то, за что пришлось бы платить во время приватизации. Без шума и пыли, как говорится, потому что огласка в этом деле никому не нужна. Схема-то нехитрая: делаешь вид, что берешь определенный объект в концессию, а сам потихоньку прибираешь его к рукам. И когда придет время возвращать «концессионку» государству, окажется, что ее уже «распилили» так, что от нее остались одни воспоминания.

Новое украинское законодательство относительно концессий несовершенно – это следует признать. И прежде чем пытаться применить его на практике, нужно все хорошенько взвесить, выявить все возможные риски, перекосы и т.д. В конце концов, в государственной собственности осталось не так уж много активов, которые можно отнести к разряду инвестиционно привлекательных. И распорядиться ими важно рационально. Иначе Украина потеряет последнее, что называется, за понюшку табаку...

 

Справка ПОЗИЦИИ

 

Концессия - вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов, находящихся в государственной собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Это форма государственно-частного партнерства, вовлечение приватного сектора в управление госсобственностью или в оказание услуг на взаимовыгодных условиях.

 

Аренда - форма имущественного договора, при которой собственность передается во временное владение и пользование за плату другому собственнику. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования имущества, являются его собственностью.

 

Лизинг - форма кредитования для приобретения основных средств предприятиями и других товаров физическими и юридическими лицами. Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определенное лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить это имущество за плату во временное пользование, с правом выкупа и без него.

 

Максим КОРОБЕЦ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в