misto.zp.ua

Певица из запорожской глубинки в американском фильме «Запорожец за Дунаем»

Певица из запорожской глубинки в американском фильме «Запорожец за Дунаем»

Осенью 2010 года в популярной газете «МИГ» в продолжение двух месяцев публиковалась моя книга «Кино по-запорожски». В ней я рассказал не только о фильмах, снятых в городе за днепровскими порогами, но и о киномастерах, родившихся в запорожском крае – актерах, режиссерах, операторах, композиторах. Издана книга, правда, не была, тем не менее, я ее постоянно дополняю. Не стал исключением и 2021 год. Для «Кино по-запорожски» у меня появилась глава о картине «Запорожец за Дунаем», снятой по одноименной опере Семена Гулак-Артемовского в 1938 году в Нью-Йорке [американское название картины — «Cossacks in Exile», «козаки в изгнании»]. Премьера фильма состоялась 27 января 1939 года, однако, ни тогда, ни после в СССР его не показывали. К слову, несмотря на то, что снимался фильм в США, о душе и, что  немаловажно, о духе Украины его создатели таки сумели поведать зрителю.  Меня же картина заинтересовала еще и тем, что одну из главных ролей в ней сыграла очень известная за рубежом и мало известная у нас оперная певица Мария Сокол, родившаяся… совсем недалеко от современного Запорожья – на берегу скромной реки Жеребец, впадающей в тихую — ныне, а некогда – судоходную, реку Конку. В кинорассказе о «козаках в изгнании» певица из запорожской глубинки, удивив и очаровав своим голосом, сыграла Одарку. Главная же мужская роль — Ивана Карася, в картине досталась еще одному выдающемуся артисту из Украины – оперному певцу Михаилу Швецу, которого сам Федор Шаляпин по силе и тембру голоса считал равным себе.

Удивил меня и актер, сыгравший атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Кстати, в самом начале картины атамана приглашает к себе генерал московских оккупационных войск и предъявляет ему письменный приказ императрицы: либо вы, атаман, переходите на нашу сторону, либо… отправляетесь в Сибирь. Атаман принимает приказ и тут же швыряет его, заявляя при этом: пусть, генерал, императрица тебе приказывает, а для меня она никто и я готов умереть, но Сечь не предам. «Схватить его!» — кричит генерал и завязывается борьба атамана с оккупантами… Могли такой фильм показать в СССР? Нет, конечно. Между прочим, в роли Петра Калнышевского в фильме выступил… боевой генерал Владимир Сикевич, кавалер девяти орденов, включая орден Симона Петлюры и крест армии УНР. Он — участник русско-японской войны и Первой мировой; был дважды ранен. В украинской армии — с ноября 1917-го, а 2 апреля 1918 года, получив задание освободить Донбасс от большевистских оккупантов, возглавил Славянскую группу отдельной Запорожской дивизии армии УНР.  То есть, в то время, когда Крымская группа армии УНР под началом Петра Болбочана громила большевиков в Крыму, и об этом сегодня известно почти всем, Славянская группа армии УНР  Владимира Сикевича воевала с большевиками на Донбассе и, стремительно освобождая  город за городом, в конце апреля вышла на границу с советской Россией… о чем сегодня почти никто не знает. История – капризная и весьма субъективная дама.

*

Мария Сокол родилась 31 октября 1902  года в селе Жеребец Александровского уезда  Екатеринославской губернии [сейчас — село Таврическое Ореховского района Запорожской области] в семье народных учителей Ивана Васильевича и Евдокии Григорьевны [до замужества – Панченко]. Родители Марии были, как говорят в таких случаях,  педагогами от Бога: успешно воспитали пятерых своих детей и сотни чужих. Очень неординарный человек, переписывавшийся с известными людьми того времени, включая историка Дмитрия Яворницкого, отец Марии за свою активную жизненную позицию и любовь к Украине неоднократно, начиная с 1905  года, арестовывался, в последний раз – органами НКВД, 7 ноября 1943 года. Умер в 1945 году в Днепропетровской пересыльной тюрьме [реабилитирован  25 декабря 1991 года].

После окончания Марией — в 1912 году, начальной школы, а семья тогда уже жила в селе Гусарка Александровского уезда [ныне входит в состав Бильмакского района Запорожской области], отец устроил ее в екатеринославское женское коммерческое училище. Там она осваивала гуманитарные науки и пела в украинском хоре, поражая слушателей замечательными вокальными данными. На ее самобытный талант обратили внимание специалисты и посоветовали родителям дать дочери музыкальное образование. И в 1918 году девчонку из провинции зачислили в музыкальное училище по классу вокала. Впоследствии училище реорганизовали в Екатеринославскую консерваторию, которую Мария Сокол закончила в 1922 году и сразу же была принята в оперный театра в Екатеринославе.   В 1927 году она выступает в Харьковском театре оперы, еще через два года выходит замуж за дирижера театра, профессора Харьковской консерватории, композитора Антина Рудницкого, уроженца Галиции и в это же время отправляется в свою первую зарубежную гастрольную поездку.

После возвращения в Харьков и исполнения на сцене партии Маргариты в опере Шарля Гуно «Фауст», о Марии Сокол-Рудницкой заговорили как о будущей большой певице, второй по таланту после Соломии Крушельницкой.  В 1930 году супруги переезжают в Киев, куда — на должность дирижера оперного театра, пригласили Антина. В труппу к нему была зачислена и Мария. А в 1932 году певицу неожиданно вычеркнули из репертуара, а ее партии отдали другим. Чем-то, получается, она не угодила НКВД. Не дожидаясь развития ситуации, молодая музыкальная семья перебралась в Галицию, чему помогло польское гражданство Антина. Львов супругов встретил очень доброжелательно: Антин дирижирует в опере, читает лекции в Берлинском университете об  украинской музыкальной культуре. А Мария вскоре занимает первое место на международном вокальном фестивале в Вене. В советской же Украине она получила ярлык «буржуазной националистки» и на долгие годы официальная власть забыла о ней.

Зато в Европе ее гастроли проходят триумфально: ей аплодируют в Берлине, Праге, Вене, Варшаве. Ну, а когда на сцене Львовского театра случилось юбилейное для Галиции – тысячное, представление оперы Семена Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», партию Одарки в ней исполнила Мария Сокол-Рудницкая. При этом автором идеи, дирижером и музыкальным руководителем стал Антин Рудницкий. Он потом, как я узнал из публикации о супругах научного сотрудника Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины Алевтины Сукало, вспоминал, что эту оперу – впервые в истории украинского музыкального искусства, передавали все польские радиостанции.

В 1937 году супруги уезжают на гастроли в США,  а через год снова отправляются за океан и… домой больше не возвращаются: после начала Второй мировой войны гастролеры-украинцы получили статус беженцев. Концертная деятельность супругов теперь охватывает оперные сцены Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии, Детройта, Канады. Антин Рудницкий был дирижером оперных, симфонических оркестров и хоров в США и Канаде; Мария солируют на концертах,  а в 1940-х годах с квартетом «Cosmopolitan Stars of Opera» гастролирует по всей Америке. И параллельно со сценической деятельностью — в 1938 году, снимается в фильме-опере «Запорожец за Дунаем», о чем я и рассказал в самом начале. Автором обновленного музыкального оформления картины выступил Антин Рудницкий.

Снят был фильм первой украинской кинокомпанией за рубежом «Avramenko Film Company», учрежденной талантливым украинским танцовщиком, хореографом и режиссером Василием Авраменко. Оригинал картины был найден и оцифрован в канадском городе Торонто представителями украинской диаспоры летом 2013 года. В Украине ее показ состоялся 18 марта 2018 года в городе Сумы — в пресс-центре «SumyNews».

**

В 1992 году Мария Сокол-Рудницкая впервые после долгого отсутствия посетила Украину [ее супруг умер в 1975 году], приняв участие в праздновании 125-летия Киевского оперного театра, на которое была приглашена. А в 1995 году она, наконец,  приехала и в Запорожье.  Умерла Мария Ивановна 20 января 1999 года в городе Янгстаун,  штат Огайо, США.

Фото из открытых Интернет-источников


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |