Чиновники рапортуют об успехах создания безбарьерной среды в Запорожье. Между тем многие запорожцы, передвигающиеся в колясках, вынуждены сидеть дома практически безвылазно. Инвалиды заперты в своих квартирах с узкими дверями, лестницами без пандусов и домами без лифтов. А если лифт и есть, то не оборудован въезд в подъезд.
Борьба за доступность городской среды для инвалидов превращается в войну с ветряными мельницами. Так, когда Запорожье станет городом, комфортным для всех?
Судьба обделила, мы – поможем?
Почти треть населения составляют люди, нуждающиеся в специфических условиях, так называемые «физически ослабленные лица» или «лица с ограниченными возможностями здоровья» – те, кто испытывает затруднения при самообслуживании и передвижении: инвалиды, больные-хроники и травмированные, престарелые, беременные, взрослые с маленькими детьми на руках или в колясках. Фактически каждый человек в определенные периоды своей жизни может оказаться в таком положении.
Люди с ограниченными возможностями… Из самой этой формулировки следует, что возможности есть, а это значит, что инвалиды вполне могут работать, тем более что выжить на одно лишь пособие практически невозможно. Но при всем желании быть услышанными и востребованными они зачастую остаются на задворках жизни, закрытыми в своих квартирах, а родители, прикованные к своим чадам, сидят дома без работы.
Только в нынешнем году наша страна, наконец, ратифицировала Конвенцию ООН по правам человека. Теперь чиновники теоретически не смогут лишать общественную организацию инвалидов помещения или экономить на санитарно-курортном лечении, поскольку за систематическое нарушение прав людей с ограниченными возможностями Украине могут грозить международные санкции. Как нормы Конвенции работают в других странах, и что реально происходит в Украине, наш разговор с председателем Запорожского областного конгресса инвалидов Валентиной Кононенко.
– В Украине свыше 5% населения, по официальной статистике, имеет ту или другую группу инвалидности, это почти 3 млн. чел., – говорит Валентина Павловна. – Им каждый день приходится отстаивать свое право на нормальную, полноценную жизнь. Запорожский областной конгресс инвалидов начал свою работу в 1994 году: появилось желание помочь всем, кто ищет общения или нуждается в поддержке. В это время создавался Всеукраинский конгресс инвалидов, и была возможность зарегистрировать организации в регионах.
В 1995-1996 гг. инвалиды собирались друг у друга на дому, затем появилась возможность проводить общественные мероприятия в одном из клубов в районе ост. Анголенко. Позднее областная власть предоставила организации на выбор несколько помещений, расположенных в основном в подвалах жилых домов. Так у инвалидов появился офис с несколькими комнатами в центре города. Правда, в подвале находятся коммуникации всего дома, здесь повышенная влажность, что довольно опасно для здоровья. Инвалиды надеются, что областная власть пойдет им на встречу, предоставив новое офисное, уже «наземное» помещение.
Клуб знакомств для активных людей
Находить друзей и решать проблемы сообща – решили руководители областного конгресса инвалидов. В 2007 году по адресу улица Дзержинского, 65 открылся Клуба Знакомств «Клуб активный людей с ограниченными возможностями» (сайт kongres.pp.net.ua). На первую встречу руководители клуба пригласили психолога и социальных работников, в дальнейшем проводят еженедельные встречи и совместные поездки на отдых.
Многие умеют что-то делать, владеют очень хорошо мастерством, но в силу тех или иных обстоятельств не могут это реализовать. Главная задача – интеграция в общество людей с ограниченными физическими возможностями, но с неограниченными способностями, и общение по максимуму. Как результат, за три года многие в клубе знакомств нашли свою судьбу, создано 10 семейных пар, в некоторых уже родились дети.
Сегодня в состав областного конгресса инвалидов входят около 1000 человек, представляющих 10 районов области, города Орехов, Токмак, Энергодар, Запорожье, а также ряд общественных организаций.
Запорожские пандусы: бессмысленные и беспощадные
Люди имеют право на свободу передвижения, право на активную жизнь. Но мало иметь право – надо еще иметь и возможности для мобильности без барьеров.
Нельзя сказать, что в Украине совсем ничего не делается для социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Чтобы решить вопросы с транспортом, Министерство труда и социальной политики Украины в свое время выступило государственным заказчиком разработки опытных образцов городского пассажирского автобуса и троллейбуса, оборудованных специальными устройствами для перевозки инвалидов на колясках.
– Главное – не замыкаться в себе, – советует Валентина Павловна. – Многие колясочники, кого я знаю, стараются не выходить лишний раз на улицу. Главная проблема в колясках: у большинства они негабаритные. Да и стесняются многие, особенно молодые.
В 2007 году Верховной Радой принята программа о доступности архитектуры. В Запорожской области этот вопрос находится под контролем заместителя председателя Запорожской облгосадминистрации Геннадия Фукса. Но только объективные данные о том, что райцентры области стали более доступными для физически ослабленных лиц, могут свидетельствовать об эффективности работы программы, но пока все свидетельствует об обратном.
Большая часть социальных учреждений Запорожья построена в 70-80-е годы прошлого века. Здания советской эпохи не обеспечивали доступность для инвалидов, такие требования попросту не закладывались в проекты строительства. На сегодня почти около всех больниц, зданий гор-, обл-, райадминистраций появились пандусы. Теоретически они устанавливаются для перемещения колясок – детских и инвалидных, следовательно, для облегчения жизни мам с младенцами и людей с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, только теоретически. Поскольку пандусы не везде приспособлены для колясок.
Около больниц часто вместо пандусов положены швеллера, которые по своим размерам не всегда подходят под инвалидную коляску. А около социальных аптек еще и вовсе нет пандусов. Реально заехать на коляске можно в супермаркет, но никак не в районный продуктовый магазин. В жилых домах так и не построены пандусы: люди зачастую остаются узниками квартир. Нет их и возле культурных заведений. Получается, что люди с ограниченными возможностями лишены не только возможности сходить в кино или ресторан, но и банально выехать в коляске из собственного дома.
В частности, в тех же подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствуют заезд и перила, на многих площадках полным ходом идет стихийная торговля или лежат горы мусора. С другой стороны, строители, архитекторы и проектировщики не понимают, каким непреодолимым препятствием может быть обыкновенный бордюр, если он выше трех сантиметров!
Сейчас в городе 14 низкополых троллейбусов и 6 автобусов, в которые можно заехать на коляске. Однако подобные троллейбусы ходят только по центру города, а автобусы – только в направлении Хортицкого района. В Заводской район на маршруте №13 не выставили ни одного низкополого троллейбуса. В Запорожье до сих пор нет ни одного низкополого трамвая! Хотя и они были, вряд ли, доступными. Например, на ост. «Чекиста» (Жовтневый район) очень высокий спуск с первой ступеньки трамвая. На Павло-Кичкасе, на ост. Брацлавская, аналогичная ситуация, причем к трамваю и вовсе не подъедешь, поскольку он идет посредине проезжей части и автомобили не спешат останавливаться, чтобы пропустить инвалида-колясочника.
– Проблема в том, что в городе есть определенное число автобусов, троллейбусов, но нет системы, чтобы инвалид-колясочник пользовался ими не когда повезет, а регулярно, – говорит Валентина Кононенко. – Когда мы говорим о доступности общественного транспорта для колясочников, подразумеваем, что они едут не на экскурсию по городу, а по делам. Это означает, что человек в коляске приезжает на остановку, ждет автобус 15 минут, но не два часа, и едет на учебу, работу. Такое в Запорожье представить летом сложно, зимой невозможно.
Попасть в здание мэрии также можно только с определенной долей вероятности, только заранее узнав, принимает тот или иной чиновник, и придя в сопровождении. Ведь если в здании обладминистрации есть лифт, то в запорожском горсовете он не предусмотрен.
Действительно, то, что городская среда мало приспособлена для жизни инвалидов, беременных женщин и многих и других категорий граждан, сомнений не вызывает. Наверное, властям предержащим необходимо что-то менять в этом направлении. Так в чем же дело, и кто, спрашивается, несет ответственность за неприспособленность среды для инвалидов?
Безбарьерности как не было, так и нет
Инвалид так или иначе – всегда проблема. Нет – ограничение. Он ограничен в своих возможностях. Надо ограничить себя в привычном комфорте, потому что кому–то рядом вдруг может понадобиться помощь. Например, чтобы подняться на высокую ступеньку или переехать через дорогу. В троллейбусе не всякий подвинется на своем сиденье, чтобы соседу было удобнее, а тут!..
– Какие права инвалидов все-таки лучше всего реализуются у нас в стране?
– С одной стороны, создаются отдельные программы, но они решают только узкий круг проблем. Кроме того, зачастую под них нет финансового обеспечения. Правда, потихоньку строятся пандусы, устанавливают звуковые светофоры для незрячих...
Главное – изменить мировоззрение людей. И оно меняется! Верю, что неравнодушных людей больше, и они окажут посильную помощь.
Однако по-прежнему в стране нет системного подхода к решению проблем инвалидов, комплексной программы. Так в настоящее время среди инвалидов Запорожья и области резко уменьшилось число оздоровившихся в санаториях в этом году. Закон о снабжении инвалидов путевками на их жизнь в целом и отдых в частности не повлиял. В Запорожье нет ни одной базы отдыха для инвалидов, обычные часто не оборудованы соответствующей инфраструктурой и вообще могут отказать в предоставлении мест для отдыхающих-колясочников. Государственные программы их социальной защиты финансируются в основном на бумаге.
Инвалиды надеются, что новая власть их услышит, поскольку о государстве лучше всего говорит, то, как оно заботится об обездоленных. И не только накануне дня инвалида. В Европе уже нет такого понятия, как «доступная среда». Во всем мире теперь говорят: «Универсальная среда, удобная для всех». Именно такую мы все вместе и должны создать в Запорожье!
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
читатель | 01.09 2010 в 13:16
дааааа, ну что можна сазать, как тут написано финансирование токо на бумаге, а в реальности никто ничего не делает, и несчитает нужным чтото сделать, и о каких санаториях идет речь, если все государственные почти проданы, а частники врядли будут пиниматьу себя людей с ограниченными возможностями, так как им полагются путевки подешевле, все продается, все покупается, о народе недумает никто, токо о своем благе