В конце прошлой недели общественность Украины начала бурно обсуждать вопрос, поднятый депутатом Государственной Думы России Евгением Федоровым. Он разослал пятидесяти нардепам ВР Украины письма, в которых предложил рассмотреть возможность создания единого союзного государства – на базе России, Украины и Беларуси со столицей в Киеве.
Вот так, ни больше, ни меньше – в общеукраинское пространство вброшена идея воссоздания большей части того Союза, из которого многие из нас и выросли. Или идея потери Украиной своей независимости – это кому что ближе. Попробуем определиться, откуда растут ноги у этой идеи, и ее возможные перспективы реализации.
Чьи уши торчат?
Очень активное обсуждение данного предложения прошло в пятницу, 26 марта, на ток-шоу у Савика Шустера. Для этой темы – очень удачный выбор канала. Господин Шустер – человек мира и кому как не ему обсуждать вопросы, связанные с глобализацией и интеграцией. И совершенно обоснованным выглядело установление дистанционного видеоконтакта с автором идеи в Москве. Вот как раз это общение с Евгением Федоровым и наводит на определенные размышления об источнике рождения озвученной идеи.
В процессе обсуждения на ток-шоу автор писем, как и сама мысль об объединении стран бывшего Союза, подверглись резкой критике со стороны присутствующих депутатов от БЮТ и НУ-НС. Это и неудивительно – за что боролись, спрашивается, все эти годы? Странно другое – автор идеи из Москвы кроме маловразумительного лепета о том, что мол, ребята, я готов приехать к вам и обсуждать эту идею, не смог ничего внятного произнести. Ну прямо как кот Леопольд – «давайте, ребята, жить дружно». И чем более конкретные вопросы задавали ему украинские нацмены, тем более невнятными становились его ответы. Само собой напрашивается вопрос – так кто же автор идеи? Как говорится, автора в студию!
Здесь реальными представляются два варианта ответа. Понятно, что господин Федоров – всего лишь «говорящая голова». И один из возможных вариантов вброса темы объединения в массы – это российское руководство. Или структуры России, занимающиеся PR-технологиями на постсоветском пространстве. С молчаливого согласия своих государственных патронов, естественно. Понимая, что сегодня к руководству страны в Украине пришло вменяемое вполне конкретное прагматичное руководство, ковать железо нужно, как говорится, не отходя от кассы. Тем более что Евросоюз уже сделал ряд знаковых предложений Украине по укреплению ее связей на западном направлении. России теперь нужны такие козыри и индуцирование таких идей, от которых украинцы не смогли бы отказаться.
В контексте положительного решения «федоровского» вопроса все остальные аспекты – газовые договоренности, решение вопроса по Черноморскому флоту, статус русского языка, федерализация украинских земель etc приобретают статус тактических. Поставлена стратегическая «надцель» и если ее достичь, все остальное органично ляжет в русло ее реализации.
Второй и, как мне кажется, более реальный источник возникновения «федоровской» мысли – совместные договоренности руководства России и Украины. Они зрели давно – просто сначала требовалось легитимно решить вопрос «оранжизма» в Украине. А это можно было сделать лишь путем законного избрания нового президента. За пять лет «демократизации» нашей страны даже Европа уразумела, что в случае укрепления в Украине националистической составляющей у восточных границ ЕС будет взращен монстр сродни Югославии в Европе или Палестине на Ближнем Востоке. Логичное решение европейцев – пойти навстречу Москве в деле установления контроля над Украиной. Но и самим не устранятся и попробовать таскать поленья из огня – Россия обуздывает Украину, а мы подтягиваем ее к Европе. Вот такой паритет интересов.
Минус национализация всей страны
Естественным образом в таком случае решится вопрос и о приоритетах националистических воззрений в Украине. Национализм не актуален ни в интернациональной Европе, ни в многонациональной России. Соответственно в процессе обсуждения интеграции ментально близких стран на евразийском пространстве будет все меньше подниматься вопрос о прерогативе так называемой титульной нации в Украине. Поставленная надцель объединения огромных жизненных пространств, взаимного проникновения экономик и восстановления культурных связей резко снизит остроту националистических устремлений. Все, кто попробует играть на этих струнах души рядового украинца, неизбежно скатятся в маргинальную нишу.
Одним из подтверждений того, что вопрос объединения в Европейский союз возник не на пустом месте, служат подготовленные высказывания присутствовавшего на ток-шоу у Савика Шустера вице-премьера Владимира Семиноженко. Он совершенно логично предложил смягчить постановку «федоровского» вопроса и перевести его в плоскость создания не единого союзного государства, а союза государств. Согласитесь, это намного более гибкая конфигурация – по крайней мере, в первом приближении. Лояльно откликнулась на такое изменение акцентов и фокус-группа (зрительская аудитория на ток-шоу) – эту идею поддержало значительно большее число присутствовавших в зале – 62%. Значит, проба пера прошла вполне успешно.
Плюс приватизация всей страны
Следует отметить, что и приблизительная дата создания возможного, назовем его так, объединения выглядит вполне обоснованно и привлекательно. Для обывателя это выглядит как некое отдаленное будущее. А для политикума 2020 год – это как раз тот срок, который отведен Виктору Януковичу для того, чтобы «сшить» страну. Ну, о решении мировоззренческих, языковых и иных культурологических аспектов сказано выше. Речь идет об установлении вполне прагматичного контроля над его материальными активами. Этот вопрос Россия за время правления Владимира Путина уже решила – основными материальными ресурсами нашего северного соседа владеет группа бизнесменов, жестко зависимых от российской власти. Государственный капитализм в российском изложении – это мировое ноу-хау в управлении страной. И вполне реально, что по данному пути намерена пойти и Украина.
А поле деятельности здесь имеется. Во-первых, не все «плодоносящие» объекты приватизированы. Во-вторых, не все приватизированные отданы в «хорошие» руки. Окончательный передел собственности у нас еще впереди. Под жестким контролем центра руководители и силовики в регионах «просветят» всю более-менее интересную собственность и организуют движение финансовых потоков и распределение материальных активов должным образом. А иначе за что боролись, господа присяжные заседатели?
Во всем этом обустройстве Украины есть один существенный минус. Речь не идет ни о сворачивании демократических процессов, ни о падении уровня гласности, ни об организации гражданских институций. Когда стоит вопрос, останется Украина в ближайшие десять лет стройным государственным формированием или будет продолжать демократическо-националистический распад, выбор невелик и потери на данном пути неизбежны. Вопрос лишь в том, кто будет контролировать процесс самоорганизации нашей страны перед трансформацией в союзное будущее. Пока для характеристики украинского менталитета наиболее точными остаются два постулата: «свій до свого по своє» и «где два украинца – там три гетмана». Особенно выпукло обозначил эти подходы пятилетний украинский «оранжизм». А ведь в той команде помимо «любих друзів» Виктора Андреевича, фанатиков Юлии Владимировны и просто отмороженных фарионов и тягнишкилей были и вполне адекватные личности. И то, как и кто организует сегодня – в предположительном контексте – процесс возврата в единое евразийское пространство, характерное для многовековой истории Украины, вопрос отнюдь не праздный. Ведь помимо правильной организации процесса приватизации собственности страны не менее важными станут и каждодневные интересы «маленьких украинцев». Тех, кто поверил программе нового президента и его команды. И если новая украинская власть профессионалов не справится с теми вызовами на евразийском пространстве, которые лишь контурно обозначил Евгений Федоров, наши дети и внуки будут в «сухом остатке» при осуществлении интеграционных процессов, происходящих в мире. Таким себе аппендиксом у границ Европы и России. Раз нам не попасть в ближайшее время в Европейский союз, то, может быть, это наша судьба – быть в союзе Евразийском? Оставаться одним в этом глобальном мире как-то неуютно…
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
Комментарии:
нет комментариев