С нового года в Украине действуют новые законы по изыманию налогов с работающего населения. Каковы первые результаты действия нового Налогового кодекса и против чего так яростно протестуют предприниматели? Чтобы прояснить ситуацию, корреспонденты ПОЗИЦИИ предприняли попытку «хождения в народ». Сразу скажу, что попытка едва не провалилась: народ упорно не хотел идти на контакт. Торговцы на Анголенко не верили даже «корочке» корреспондента, подозревая во мне «засланного» налогового проверяющего. Поговорить откровенно удалось только со знакомыми бизнесменами, которые не опасались подвоха. Но фотографироваться для газеты и они отказались наотрез. Рассказали о своих трудностях на условиях полной анонимности. Ниже предлагаем читателям результаты наших исследований.
Почему уничтожают малый бизнес?
Мой знакомый Геннадий два года работает программистом-ЧП-шником. В основном «лечит» компьютеры на дому неопытным пользователям, благо сейчас компьютер буквально в каждом доме. В Запорожье приехал из Никополя, жилье снимает, копит на первый взнос для покупки квартиры в кредит. Недавно женился, ждут ребенка, поэтому каждая копейка на учете.
– С нового года, – рассказывает Геннадий, – для тех, кто занимается услугами по информатизации, единый налог – 600грн. плюс 300грн. в Пенсионный фонд. Итого – 900. Раньше я платил 200грн., выходит, ежемесячно теряю 700грн. Для меня это существенная сумма.
Раньше я брал за вызов 30грн. А дальше – в зависимости от ситуации. Кому-то надо операционную систему переустанавливать, это несколько часов работы, и стоит около 150грн., а кто-то звонит в истерике – приезжайте, компьютер «сдох», караул! Едешь на другой конец города, а оказывается этот горе-пользователь кнопку «пуск» найти не может. Не будешь же с него за это деньги драть. Ну, на проезд даст десятку и хорошо.
Я это к тому, что при наличии спроса на мои услуги зарабатываю я не так уж много, до трех тысяч в месяц получается, при том, что работать приходится и по выходным, и вечером, как клиенту удобно. Поэтому для меня минус 700грн. – существенно.
Хуже то, что если вы единоналожник, то с вами не будет иметь дела ни одно юридическое лицо-плательщик НДС. В прошлом году случалось подрабатывать в фирмах, настраивать бухгалтерские программы и прочее в тех же магазинах, других организациях. Теперь – все. Почему? Потому что плательщикам налога на прибыль теперь запрещено включать в состав расходов мои услуги!
Вот если бы я сам был плательщиком НДС, тогда другое дело.
Но условием для получения свидетельства плательщика НДС есть оборот в 300000 гривен. Мне до этой суммы – как до Луны.
Но даже теоретически достичь такого порога нереально, ведь мои услуги должны купить только… плательщики НДС, а если мне платят единоналожники – то это как бы не считается. Абсурд?
А плательщики НДС не могут отнести мои услуги на затраты как по прибыли, так и по НДС, так зачем им платить за меня налоги тысяч в 100?
Но если бы я все же являлся плательщиком НДС, то меня все равно бы лишили этого статуса, если 50% и более моих доходов шли бы не от плательщиков НДС, а, скажем, от тех же единоналожников или просто от покупателей моих услуг.
Честно говоря, я не знаю, как в таких условиях работают, к примеру, небольшие магазины, склады. Похоже, скоро останутся на плаву только крупные фирмы, где под одной крышей сидит, скажем, какой-нибудь завод и пяток супермаркетов.
Если какие несчастные как-то останутся среди пустыни, то их добьют контролирующие органы. Хотя, если честно, я не знаю, кто в таких условиях может выжить?
Ведь кого этот кодекс уничтожает? Единоналожников. Магазины и даже торговые сети. Оптовые торговые фирмы. Предприятия, оказывающие услуги юридическим лицам. Индивидуальных перевозчиков. Небольшие производственные фирмы. Сельскохозяйственные предприятия. Ремонтно-строительные фирмы из тех, кто ремонтирует офисы, строит склады, небольшие производственные помещения и кучу других.
То есть, это и есть вилы, которые просто уничтожают малый и средний, конкурирующий с крупным, бизнес. Вы что, еще не поняли?
Не придется ли опять вырубать сады?
Как-то рассказывал мой покойный прадед, надумал он после войны сад небольшой посадить – деревьев на пятнадцать. Вот, посадил он его, несколько лет прошло, а когда деревья начали плодоносить, издала советская власть новый декретик, обложила колхозного частника налогом за каждое дерево, «поименно» – за каждое отдельно.
Тогда продал мой прадед лошаденку, заплатил налог, дождался ночи, взял топор и вырубил свой садок. А было у него к тому времени трое детей. Думали, после войны жизнь наладится – наплодили, хотели деток яблоками да сливами накормить.
Вот так. А то, что дед с бабкой, чтоб детей прокормить, после 10–12-, а то и 14-часового рабочего дня, уже при свете луны обрабатывали свой огород, чтобы дети кушать могли – это, конечно, власть не интересовало. Налог нарисовали, чтобы куркуль советский не вырос. До сих пор там акации растут.
Очень все перекликается – ничему нас жизнь не учит. Как бы нам тоже не пришлось, фигурально выражаясь, «сады вырубать».
Екатерина РОМАНЕНКО
Комментарии:
нет комментариев