Украина после выдержанной актерской паузы вновь вернулась к вопросу взаимоотношений с Таможенным союзом. По крайней мере, такой вывод можно сделать, опираясь на заявления МИДа Украины, которое 30 мая распространило информацию о подготовке переговоров с Таможенным союзом. В это же время сам ТС уже начал принимать защитные антидемпинговые меры против Украины. Так стоит ли всерьез воспринимать возвращение к теме ТС после громких заявлений власти о европейском выборе, и чем может закончиться эпопея по линии: Украина – Таможенный союз – Зона свободной торговли?
Куда пойти, куда податься?
Проблемы и загвоздки вокруг украинского выбора между ТС и ЗСТ уже давно не новость как для украинской общественности, так и для наших иностранных коллег по обе стороны интеграционных баррикад. Чем, к слову, и первые, и вторые успешно пользуются. Мы же, как старая дева, все думаем, кому бы продаться подороже. Подобная стратегия формата «шаг вперед – два назад» делает Украину просто ситуативной и конъюнктурной страной, которой очень легко манипулировать.
Такой имидж мы себе создаем сами. Сначала перед выборами декларируем конструктивную внешнюю политику по всем направлениям, потом провозглашаем «европейский выбор», подсаливаем все это тесным сотрудничеством с МВФ и… только топнула Россия ножкой, и мы снова поворачиваем вектор движения на 180 градусов. Виктор Федорович сознательно или бессознательно копирует практику Леонида Даниловича, который тоже знал, что ЕС – сказка нужная для внутреннего потребления, а тесная кооперация со странами СНГ – для реального выживания. Вот только при Леониде Даниловиче газ стоил 50 мертвых американских президентов, а при Викторе Федоровиче… одному Богу известно, чем очередная газовая эпопея вообще закончится.
Вопрос ребром
Однако наши зарубежные партнеры стали хитрее традиционно хитрой Украины, и темой ТС и ЗСТ поставили вопрос геополитического будущего Украины ребром. Вполне однозначно (что вообще не свойственно европейцам) этот аспект осветил сначала президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, а спустя месяц окончательно сформулировал Жозе Мануэль Пинту Тейшейра: «Украина не может одновременно быть членом Таможенного союза, а также быть частью углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли, а это определяет, что Украина будет фактически частью ЕС в экономическом отношении». Подобного рода заявления, видимо, не входили в планы Виктора Федоровича, который уже успел придумать схему, при которой будут «и волки сыты и овцы целы» – формула вступления в ТС «3+1». Но… у европейцев, определенно, свои планы на Украину, в которых любое сотрудничество с ТС может только навредить… нет, не самой Украине, а ЕС.
Не отстают от своих геополитических визави (вот не поворачивается язык сказать «партнеров») и россияне. Так, 18 мая президент РФ Дмитрий Медведев во время пресс-конференции в Москве очень четко выразил свою позицию по поводу возможного совмещения Украиной ТС и ЗСТ: «Нельзя сидеть на двух стульях. Или там, или там. Вместе не получится». Все! Четче сказать, по-моему, невозможно.
Поборов неожиданный шок, 30 мая МИД распространило новость о якобы готовящихся переговорах со странами ТС, которые бы вывели на реализацию формулы «3+1». И.о. директора первого территориального департамента МИД Украины Виктор Никитюк сделал акцент на том, что следовало бы разработать некий поясняющий формат сотрудничества документ о перспективах межправительственных переговоров, которые, к слову, пока так и не ведутся.
Уж точно, хорошая мина при плохой игре. Власть во всех телеэфирах не перестает подчеркивать европейский выбор, ТС и ЗСТ подчеркнули исключительность сотрудничества лишь в одном направлении, а доблестный украинский МИД пытается создать иллюзию прагматичной перспективы. Ну-ну…
Риск – «благородное» дело?
Очевидно, во властных кругах существует несколько центров силы, склоняющих геополитический маятник в обе стороны. Проевропейская сторона явно перевешивает и олицетворяет обширный сектор крупного капитала, питающий сладкие иллюзии о западном рынке. Партия регионов, всегда декларирующая свое внутреннее единство, довольно сильно рискует рядом губительных моментов.
Общественный резонанс
Опытные политтехнологи намекают Виктору Федоровичу, что разрыв межу геополитическими ожиданиями большинства его электората и отказом от ТС может сыграть с ним злую шутку, как на парламентских, так и на президентских выборах. Не секрет, что Янукович традиционно с 2004 года позиционирует себя как политик, который не просто стоит «горой» за русскоговорящую часть Украины (что уже само по себе миф), но и как политик, готовый предложить, альтернативный «оранжевому», план развития страны.
Если с помощью принятия «своего» избирательного закона о парламентских выборах власти еще удастся «разрулить» подобное противоречие, то кампания 2015 может превратиться в полное фиаско. Как там говорил Владимир Вольфович – «не надо шутить с войной». Думаю, регионалам тоже «не надо шутить со своим электоратом».
Ухудшение экономической ситуации
Уже проявившиеся социально-экономические проблемы ставят большой знак вопроса над успехом затеянных реформ. Отсутствие выбора в геополитическом плане, а еще хуже – неверный выбор, могут довести страну до экономического коллапса. Власть должна понять очевидное: ТС – это не только сложный геополитический выбор, но и реальный механизм улучшения сложной экономической ситуации, которая тянется десятилетиями.
Собака лает – караван идет
Мы уже упоминали фактор времени, который работает против Украины. И это, действительно, может отобразиться на адекватности официального Киева, который начнет «в горячке» принимать необдуманные решения. Заставить Киев паниковать Россия может разными методами и политического, и экономического характера, уж у нее подобный арсенал в изобилии.
Первые действия Таможенный союз уже предпринял. Это касается в первую очередь ряда защитных мер во внешней торговле, которые, в частности, коснутся и Украины.
Безусловно, российская сторона знает самое слабое место украинской власти, и может качнуть чашу весов в нужную сторону. И это только начало. Как может себя вести Россия, когда от нее воротят нос, мы все помним на примере продуктовых войн времен Виктора Ющенко.
Если ТС без Украины начнет набирать ход и разработает методику замещения украинских товаров, чем они уже активно занимаются, мы рискуем оказаться без рынка сбыта собственной продукции. Это обстоятельство, в виду уже применяющихся защитных методов в адрес Украины, должно заставить власть задуматься, а настолько ли сладкая ЗСТ с ЕС?
Время – деньги
Однако, если все же громогласные заявления украинского МИДа приведут к реальным переговорам, что делать Украине, дабы вернуть процесс в конструктивное русло?
Все зависит от политической воли. Не думаю, что регионалы просто возьмут и откажутся от евроинтеграции. Скорее, попытаются задобрить Россию, постаравшись вывести ее на некий компромисс. С украинской стороны этот компромисс должен заключаться в российском «одобрямсе» по поводу параллельной интеграции Киева в ЗСТ и соглашении на формулу «3+1». Однако даже при всех фантастических сценариях Россия никогда не примет подобный геополитический «развод». И здесь Киеву придется проявить оригинальность и импровизацию.
В любом случае, власть должна понять, что жертвовать чем-то придется. Даже такая стратегия как «сидение на двух стульях» требует ресурсов. Главный ресурс – это время. Схема «3+1» – это модель, которая ориентирована на то, чтобы тянуть время. И за это тоже придется чем-то платить. К какому геополитическому региону относит себя Украина – до сих пор большой вопрос. Время идет. А время – деньги… которых у нас нет.
Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, политический аналитик
Комментарии:
нет комментариев