Витамины, биодобавки, косметика, бесконечные чистящие, моющие и дезинфицирующие средства – далеко не полный список химических веществ ежедневно используемых современным человеком. И это при условии, что человек этот здоров, чем, к сожалению, сегодня может похвастаться далеко не каждый. Нет, XXI век это уже далеко не век информационных технологий, это век химической промышленности, а вернее, атаки этой самой промышленности на наши с вами кошельки и здоровье.
Задумывались ли вы, сколько денег из месячного бюджета тратите на химикаты и, в частности, на лекарства? Наверняка эта сумма не многим меньше, чем затраты на продукты питания. Тем более, если верить аптечным прилавкам, вылечиться можно буквально от всего. Круглосуточно. Без рецепта. Были бы деньги. Даже диагноз не нужен. Продавец-фармацевт сам подскажет, как избавиться от всех недугов. От простуды до сердечной боли.
Бесполезные лекарства
Независимые врачи давно бьют тревогу. Фармацевтический рынок переполнен таблетками, которые ни от чего не лечат. Больной покупает надежду на выздоровление, а лечится, по сути, самовнушением: раз лекарство есть, значит, должно помогать. По мнению некоторых специалистов, кагоцел, ингавирин, оциллококцинум – все эти препараты, которые активно продвигаются во время сезонных эпидемий гриппа, не имеют серьезных доказательств эффективности.
А некоторые препараты, по словам врачей, даже могут навредить. Например, недорогие и популярные капли от сердечной боли. В Европе их не купишь. Запретили еще в прошлом веке. А у нас они стабильно среди лидеров продаж.
На основе фенобарбитала в Украине фигурируют два базовых препарата – это валокордин и корвалол. Доказано, что фенобарбитал накапливается в тканях и в дальнейшем их разрушает. Доказано, что он не обладает терапевтическим эффектом. Однако препарат продается, и продается очень успешно.
Рецепт успешных продаж куда проще формулы эффективного лекарства. Непонятное иностранное название, яркая упаковка и много рекламы. Очень убедительной и обещающей почти мгновенное исцеление. А правда написана где-то в конце мелким шрифтом: «препарат не является лекарством».
Тот же пирацетам, который более известен у нас под маркой ноотропил, в Соединенных Штатах вообще не считается сейчас лекарством, а является биологически активной добавкой к пище.
Сомнительный рынок
Фармацевтические компании уже давно поняли: чтобы успешно продавать лекарства, совсем не обязательно, чтобы они обладали целебными свойствами. Гораздо выгодней и эффективней вкладывать деньги в убеждение покупателей, чем в клинические исследования.
Единого официального списка так называемых бесполезных лекарств в Украине нет. Каждый врач опирается на свои знания и собственный опыт излечения. Но медицина требует доказательств. А их, по словам экспертов, не хватает.
Если для допуска препарата на рынок в Европе и США необходимо провести клинические испытания на полутора тысячах пациентов, то у нас часто необходимо привлечь всего 12 пациентов и это бывает достаточным для допуска препаратов на рынок.
А рынок тем временем растет. Мы все чаще сами себя лечим. Естественно, посоветовавшись с соседкой или знакомыми. При этом не знаем, действительно ли эти таблетки могут вылечить, и есть ли у них более эффективные аналоги.
И уже давно никто не обращает внимания на строчку в инструкции – «посоветуйтесь с врачом». Да и какой смысл советоваться, если советы эти могут быть отнюдь не бескорыстны.
Врачу, излечися сам?
Проблема ангажированности большинства украинских врачей представителями фармацевтических компаний не нова. Действительно, за последние годы «рыночных отношений» сложилась простая и безотказная схема: пациенту выписывается рецепт с внушительным списком препаратов. В результате люди часто приобретают дорогие и не всегда нужные им лекарства.
Загляните в свою домашнюю аптечку. Некоторым из нас впору свою аптеку открывать. Ведь покупаем мы лекарства очень часто, и даже не задумываемся: а как жили наши бабушки и дедушки, не имея под рукой целого ящика химикатов?
Не секрет, что торговля лекарствами – один из самых доходных видов бизнеса во всех странах. При этом цены на лекарства и медицинские услуги постоянно растут. Прибыль от реализации медикаментов оседает на счетах представительств действующих в стране зарубежных фармацевтических компаний, нескольких отечественных производителей лекарств, а также аптек, где продукция продается.
На первый взгляд врач находится вне круга людей, задействованных в этом бизнесе. Финансовые потоки от продажи пилюль проходят мимо него, хотя сам эскулап – важное звено в сверхприбыльной цепочке: пациент – рецепт – аптека – лекарство. Однако предположение о пустом кармане лечащего доктора – ошибочное.
Все хотят жить… за наш с вами счет?
На самом деле многие профильные врачи в поликлиниках и больницах охотно идут на сделку с представителями фармкомпаний, получая вознаграждение за выписывание доверчивым пациентам комплекта лекарств. При этом играет роль научная степень специалиста – чем выше ранг, тем весомее его «премиальные».
Медицинские представители от фармацевтических компаний осаждают больницы и поликлиники. Регулярно вывозят целые залы врачей на конференции и семинары. Еженедельно представители дистрибьюторских фирм обходят аптеки для сбора рецептов с эксклюзивными фирменными знаками и кодами для дальнейшей выплаты дивидендов врачам. Навар получается солидный – гонорар за само лечение плюс проценты от продажи лекарств.
Особенно выгодно эскулапам раскручивать состоятельных пациентов, не экономящих на своем здоровье. Бывали случаи, когда крупные бизнесмены после курса такого «лечения» оказывались в лучшем случае в реанимации, в худшем – на том свете.
Назвать подобный сговор между врачом и фармацевтами преступным нельзя. Сложно доказать, что врач в данном вопросе нечистоплотен. Представители фармкомпаний, как правило, налаживают целую сеть по привлечению врачей к реализации их препаратов. Зачастую они раздают готовые рецептурные бланки с отрывным талончиком или специфическими знаками. А врачу остается только вписать в такой рецепт названия лекарств, фамилию пациента и отправить его в аптеку.
Такие рецепты позволяют дистрибьюторам контролировать, сколько конкретно их лекарств выписал доктор, усердие которого неплохо вознаграждается. Чаще всего это наличные деньги, но бывают и дорогие подарки или оплаченные поездки на так называемые семинары, организуемые в теплых странах, где обычно проводят свой отпуск бизнесмены, но никак не рядовые терапевты.
Впоследствии, войдя во вкус, врачи все чаще стали сотрудничать сразу с несколькими фирмами. Причем, так как разница в цене на аналогичные лекарства у разных производителей может составлять до 20%, врачам советуют выписывать медикаменты подороже.
А что «за бугром»?
Кстати, в цивилизованной Европе все по-другому: за контакт врача с представителем фармкомпании, скажем, если их увидят вместе в ресторане, первому грозят жесткие санкции. Практикующим врачам запрещено ездить на так называемые тренинги или конференции, устраиваемые фармацевтами. Не разрешается проводить и презентации медицинских препаратов в лечебных заведениях – врачи могут знакомиться с новинками только на специальных конференциях. А если доктор «засветился» на распространении и пропаганде любых веществ и методов, не прошедших стандартные испытания и посему не признанных лекарствами (как многие БАДы, к примеру), тогда вообще – прощай, репутация!
В Германии, например, за подобный проступок профессиональная гильдия – Врачебная палата – лишает доктора страховки профессиональной ответственности, что, по сути, ставит крест на его карьере.
Как разорвать замкнутый круг
Что же делать в сложившейся ситуации? Срочно внести изменения в соответствующие законы? Допустим, Минздрав может контролировать действия специалистов госмедучреждений. А что же их коллеги в частных клиниках? Распространится ли запрет на них? Вряд ли.
Кроме того, как можно отслеживать хождение единых бланков, если они не остаются в аптеках, а возвращаются покупателям? И, наконец, каково будет наказание на нарушение приказа? Выговор, который можно и пережить за хорошую премию от фармацевтической фирмы?
Как распознать врача-дистрибьютора?
Пока законодатели не изобрели способов борьбы за наше с вами здоровье, нужно помнить, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Относитесь с недоверием к врачу-дистрибьютору. Вот его «особые приметы».
– Доктор сильно настаивает на каком-то одном лекарстве, особенно если оно новое.
– Врач не хочет обсуждать аналоги – заменители лекарства, или отзывается о них крайне негативно.
– В его кабинете висят рекламные проспекты предлагаемого лекарства.
– Рецепт выписывается на «фирменном» бланке производителя лекарства.
Распознать врача-дистрибьютора, как видите, можно. Лечиться же у него, разумеется, не стоит.
Екатерина ПЕРШАКОВА
Комментарии:
нет комментариев