«Я долго не признавался в этом. Я болен. Мне нужна помощь», – заявление лидера правящей немецкой партии Христианско-демократический союз, заместителя председателя фракции ХДС в бундестаге Андреаса Шокенхоффа было похоже на полную капитуляцию.
Под напором скандальных улик один из ведущих политиков страны был вынужден признаться, что уже много лет страдает алкоголизмом, а также только за одну неделю совершил по крайней мере три серьезных правонарушения: сел за руль мертвецки пьяным, врезался в припаркованные машины и скрылся с места происшествия.
Впрочем, случай с Шокенхоффом, в крови которого полиция обнаружила 1,1 промилле алкоголя (примерно две бутылки вина или три литра пива), стал лишь очередным громким эпизодом в ряду алкогольных скандалов в немецком истеблишменте. Так, в конце июня берлинская полиция задержала Андре Штефана – руководителя избирательного штаба председателя фракции «зеленых» в Бундестаге и кандидата-фаворита на предстоящих в сентябре выборах в мэры Берлина Ренаты Кюнаст. Возвращавшийся в четыре утра с вечеринки в берлинской ратуше, Штефан просто заснул за рулем своей машины, стоя на светофоре, а потом набросился на полицейских с кулаками.
Наряду с политиками пьяными за рулем оказываются и церковные иерархи. В феврале прошлого года полиция Гамбурга задержала машину Маргот Кессманн, первой женщины-епископа, возглавившей лютеранскую церковь Германии. Кессманн не только проехала на красный свет, но и сделала это, имея в крови 1,2 промилле алкоголя – в четыре раза выше допустимой нормы. Как и Андре Штефану, епископу Кессманн пришлось уйти в отставку. Правда, сегодня немцы все больше размышляют о том, помогают ли единичные отставки решению масштабной проблемы алкоголизма среди политиков.
«Большинство политиков употребляют алкоголь сознательно, как смазку для работы коалиции. Уже много лет важнейшие решения, принимаемые на высшем правительственном уровне в правящей коалиции, принимаются под воздействием алкоголя. Так поступал Герхард Шредер, Ангела Меркель продолжила традицию. Уже легендарным стало десятичасовое ночное заседание по обсуждению реформы здравоохранения в 2006 году: в зал заносилось много вина, пока в 5.30 утра политики с серыми лицами не объявили о достижении компромисса», – без обиняков пишет ведущая экономическая газета страны Financial Times Deutschland.
«Я видел коллег, которые умирали от алкоголя», – заявил бывший министр экономики ФРГ, член баварского Христианско-социального союза Михаэль Глосс, рассказывая о ежевечерних возлияниях в высших политических кругах Германии. «Вечером они идут в определенные рестораны и видят вокруг стеклянные глаза и накачанные красным вином лица своих коллег», – признался политик. «Весь день ты находишься в стрессе, а вечером тебя ждет только твоя квартира, и никто больше. В Берлине ты станешь либо алкоголиком, либо развратником. Если у них весь день встречи, политики могут пить весь день», – утверждает в интервью еженедельнику Zeit глава фракции либералов в парламенте Шлезвига-Гольштейна Вольфганг Кубики.
Между тем простая констатация масштаба алкоголизма среди политиков вряд ли может изменить объективную реальность. Особая культура употребления алкоголя в Германии, построенная на некрепких напитках – пиве и вине, долгие годы подразумевала совершенно спокойное отношение к умеренному пьянству. По данным исследований, предоставленным немецким федеральным уполномоченным по борьбе с наркоманией, до 2,5 миллионов немцев страдают алкоголизмом (70% из них мужчины), 42 тысячи жителей страны каждый год умирают от последствий употребления алкоголя.
Не секрет, что политики используют алкоголь и как средство демонстрации близости к народу. В 2000 году при раздаче автографов на летнем празднике тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер прославился фразой: «Давай-ка сюда бутылку пива, а то я устрою забастовку и ничего не буду подписывать». Запечатленная на видео фраза канцлера была даже положена на музыку и стала хитом немецкого Интернета. В 2008 году премьер-министр Баварии Гюнтер Бекштайн заявил прессе, что не видит ничего плохого в том, чтобы человек, «выпивший за шесть-семь часов два литра пива» на Октоберфесте, сел за руль. «Вы же знаете, как там наливают – одна пена», – попытался смягчить он свою фразу шуткой. В 2009 году больной гриппом глава баварских консерваторов Хорст Зеехофер был вынужден прилюдно пить большими глотками пиво из огромной кружки – именно этого ожидали пришедшие на встречу с ним избиратели.
Неудивительно, что традиция ведения внутрипартийных переговоров и встреч с избирателями за бокалом вина или кружкой пива приводит к тому, что алкоголизм становится профессиональным заболеванием политика – и вместо отставки скорее стоит говорить о необходимости компенсации политикам полученной на производстве инвалидности. Что ж, алкоголизм среди германских политиков превратился в полномасштабную проблему и нередко приводит к разрушительным последствиям.
по материалам журнала "ЭКСПЕРТ"
Комментарии:
нет комментариев