В Запорожье милиция ищет детей, сбежавших из 3-го интерната. В понедельник самовольно покинули учреждение шесть детей. «Главная причина бегства – желание детей съездить домой, а также провести каникулы на свой вкус без школьной дисциплины», – говорит старший оперуполномоченный по особо важным делам криминальной милиции по делам детей УМВД Украины в Запорожской области, подполковник милиции Ирина Литвин.
Об одном из проблемных социальных вопросов – бегах подростков из интернатов мы решили пообщаться с Ириной Ивановной в канун 8-го Марта, чтобы побольше узнать о непростой работе женщины-милиционера и в целом криминальной милиции по делам детей. Если раньше бегунов направляли в школу социальной реабилитации для мальчиков с. Камышеваха и это давало какой-то эффект, то сейчас, согласно новым изменениям в законодательстве, этого делать нельзя. Сами интернаты подобными проблемами не занимаются и не имеют такой базы.
Беды наших социальных служб известны – это недостаток средств, кадров, транспорта. Нехватка кадров – это невозможность нормально проводить профилактическую работу в кризисных семьях. И дети упорно продолжают убегать на улицу.
– Мы собираем и анализируем случаи побегов из интернатов и детдомов: откуда чаще всего, по каким причинам уходят дети, каким образом возвращаются, – говорит Ирина Ивановна. – Для многих детей, особенно из специальных заведений, они могут закончиться плохо: ребята рискуют стать жертвой насилия или оказаться втянутыми в криминальные группировки подростков или взрослых.
Ирина Литвин работает в криминальной милиции по делам детей, занимающейся детьми до 18 лет, с 1996 года. Еще в школе работала вожатой, затем – воспитателем в детском саду, хотя, понятно, там были положительные дети. Затем стал выбор – идти в школу или – в милицию. Работа, конечно, не из легких, но Ирина Ивановна, по ее словам, не жалеет и считает, что в работе с трудными детьми и подростками больше пригодятся ее знания.
Криминальная милиция занимается профилактикой совершения преступлений и других правонарушений среди несовершеннолетних. Раскрываются преступления, совершаемые несовершеннолетними в отношении своих сверстников. В качестве профработы в школах сотрудники читают лекции, проводят детские собрания на правовую и антинаркоманную тематику и анализируют оперативную обстановку.
В прошлом году наблюдалось снижение преступности среди несовершеннолетних. Основное преступление – кража мобильных телефонов. Это легкая добыча и дети сами провоцируют такие ситуации, держа мобилки всегда на виду. Еще мошенничество, просят у прохожих на улицах телефон, чтобы позвонить, берут и убегают. Добытые нечестным путем деньги дети тратят на свое усмотрение – конфеты, игровые автоматы…
– Если ребенок совершает правонарушение впервые, то получает условную судимость, ставится на учет в криминальную милицию, в службе по делам детей, состоят на исправительных работах в департаменте по исполнению наказаний, – рассказывает Ирина Литвин. – Ежемесячно мы посещаем их по месту жительства и учебы, чтобы ребенок не стал повторно на путь преступления. Если совершают тяжкие преступления дети от 11 до 14 лет, в области есть приемник-распределитель для несовершеннолетних. Туда дети направляются по постановлению следователя, решению суда. Они там находятся 30 суток, и когда уже есть приговор суда, их направляют в школу социальной реабилитации для мальчиков в с. Камышеваха (Ореховский район).
Если ребенок от 14 лет совершает тяжкое преступление – убийство, изнасилование, разбой, его направляют в колонию для несовершеннолетних. В области одна детская колония для девочек, мальчиков отправляют в подобное учреждение в Павлоград или во Львов.
В последнее время увеличилось количество детского суицида. Если в 2008 году было 3 случая, то с начала нынешнего – уже пять. Например, сотрудники Хортицкого райотдела криминальной милиции по делам детей собрали данные по материалу о 5-летней девочке, выбросившейся из окна на 7-м этаже, и прокуратура возбудила дело по ст.166 – Злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком или за лицом, относительно которого установлена опека или забота. Эти материалы затребовала областная прокуратура.
– Тревожные сигналы о ситуации в этой семье не поступали, – делится Ирина Ивановна. – Мама сама воспитывала девочку, год назад она еще ходила в детский сад. Родительница нам говорила, что ей было нечем платить, поэтому держала ребенка закрытым в квартире, в которой жили к тому же две собаки, т.е. была антисанитария. В этот день малышка просто захотела выйти поиграть в снежки! На улице шел снег. Когда ее обнаружили, она была по-домашнему одета, но в рукавичках.
Мама – молодая, подрабатывала на рынке. Согласно данным, сожитель этой родительницы с ними жил непостоянно, приходил и уходил. Мы были в этой квартире, где установили, что разбить окно не составило бы труда и маленькому ребенку, потому что подоконник находился на уровне колен, а молоток был увесистый. Стекла же – обычные, это не стеклопакет. Если бы девочка упала в снег, возможно, осталась бы жива, но, к сожалению, удар пришелся по бордюру.
Говорят, что соседи якобы обращались в милицию, но... Если бы соседи написали заявление, мы бы проверили эту семью. По каждому факту мы проводим служебные проверки, часто бывает, причины установить очень сложно. Я думаю, что эта мама будет осуждена, но, как правило, дается условный срок.
Кстати, сейчас впервые в Бердянске привлечены к уголовной ответственности родители, доведшие 16-летнюю дочь до самоубийства.
На запорожских улицах беспризорных детей стало меньше. Криминальная милиция вместе с областной службой по делам детей проводят еженедельные рейды, направляют детей в интернаты и приюты. Зачастую приходится работать с одними и теми же подростками. Дело в том, что у нас приюты открытого типа, утром привезли ребенка, а вечером он вышел на прогулку и снова ушел.
Большая проблема – 3-й интернат, откуда массово уходят дети, наверное, потому что он находится в черте города. В понедельник из этого интерната подались в бега 6 детей. Наверное, как бы хорошо не было в интернатах, дети бегут домой. Часто – на развалины, где жили их родители, они просто хотят полноценную семью! Некоторые дети-токсикоманы идут на улицу за новой дозой, им требуется помощь психолога. В области должны быть центры социальной помощи закрытого типа для временного содержания детей, которые нуждаются в обучении и воспитании.
Сотрудники криминальной милиции в воспитательных целях проводят для детей различные конкурсы. Например, в прошлом году прошел региональный мини-футбол, в котором участвовали дети с Крыма, Днепропетровска, Запорожья, Харькова, Николаева, Донецка, Луганска. В сентябре прошлого года проводился региональный пляжный футбол. Регулярно проходят экскурсии для детей в музей УМВД Запорожской области.
– Я считаю, какими бы родители ни были, дети их любят и прощают, – считает Ирина Ивановна. – Нужно, чтобы родители вовремя опомнились и знали, что они нужны их детям. Какой бы значительной помощь от государства ни была бы, маму и папу никто не заменит, ни интернат, ни приемная семья. Дети надеются, что родители будут проводить с ними больше времени, уделять ласку и внимание.
Кроме того, я бы не советовала запорожцам проявлять мнимую доброту, подавая детям милостыню в переходе. Лучше взять этого ребенка и привести в службу по делам детей или криминальную милицию!
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
нет комментариев